ru  19 августа 2019 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:


5 последних статей:

 Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы

 Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков

 KAMA TYRES о том, как правильно эксплуатировать шины

 В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности

 Вячеслав Григорьев убедит мир в возможности человека изучить десятки языков






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     06 августа 2007

Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг?

В.А. Гамза, Президент Института проблем безопасности, Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк» (фото - OPEC.ru)

Теневая экономика и коррупция – сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения  во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.

В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.

Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой – различные категории обозначаются одними и теми же терминами.

Представляется целесообразным «теневой экономикой» (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной  в ООН в 1993 году применительно к «Системе национальных счетов» для наиболее полного учета ВВП[1].

В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:

1)                 скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

2)                 неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;

3)                 нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет  он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50%  официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:

а) экономические:

катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);

развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);

обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);

ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;

установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;

б) правовые:

возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)[2];

разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);

формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);

коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных  органов в интересах теневой экономики;

формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

в) общественно-политические:

разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);

формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);

отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).

Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:

·        теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;

·        большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);

·        теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);

·        в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.

Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию  современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.

Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.

О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования[3]. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

1.     Финансово-экономические:

несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);

продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);

отсутствие государственной  системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.)[4].

2. Правовые:

существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;

отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);

отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;

незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

3.     Административные:

отсутствие  эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);

безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

4.     Общественно-политические:

неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;

недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);

социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;

деградация культуры, пропаганда культа криминалитета  и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе мер, на наш взгляд, должны стать следующие решения и мероприятия:

·        проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

·        компенсация потерь населения от  «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;

·        введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

·        установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

·        стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

·        проведение ясной и последовательной  государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

·        введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

·        проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);

·        формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;

·        ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;

·        законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Таблица 1                
Денежная база в широком определении (номинал)        
Показатели 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
3. Денежная база в широком определении (ДБШО) млрд. руб. 721,6 928,3 1 232,6 1 914,4 2 380,3 2 914,1 4 121,6
ежегод. прирост 296,2 206,7 304,3 681,8 465,9 533,8 1 207,5
ежегод. рост - % 69,6% 28,6% 32,8% 55,3% 24,3% 22,4% 41,4%
3.1. Наличные деньги в обращении млрд. руб. 446,5 623,5 813,9 1 224,7 1 669,9 2 195,4 3 062,1
ежегод. прирост 158,3 177,0 190,4 410,8 445,2 525,5 866,7
ежегод. рост - % 54,9% 39,6% 30,5% 50,5% 36,4% 31,5% 39,5%
3.1.1. в кассах кредитных организаций млрд. руб. 27,6 39,7 50,7 77,7 135,1 186,2 276,9
ежегод. прирост 5,6 12,1 11,0 27,0 57,4 51,1 90,7
ежегод. рост - % 25,5% 43,8% 27,7% 53,3% 73,9% 37,8% 48,7%
3.1.2. вне банков (М0) млрд. руб. 418,9 583,8 763,2 1 147,0 1 534,8 2 009,2 2 785,2
ежегод. прирост 152,7 164,9 179,4 383,8 387,8 474,4 776,0
ежегод. рост - % 57,4% 39,4% 30,7% 50,3% 33,8% 30,9% 38,6%
3.2. Средства кредитных организаций в Банке России млрд. руб. 275,1 304,8 418,7 689,7 710,4 718,7 1 059,5
ежегод. прирост 137,9 29,7 113,9 271,0 20,7 8,3 340,8
ежегод. рост - % 100,5% 10,8% 37,4% 64,7% 3,0% 1,2% 47,4%
3.2.1. остатки на корсчетах млрд. руб. 130,1 144,5 169,7 304,9 480,4 508,6 638,1
ежегод. прирост 61,2 14,4 25,2 135,2 175,5 28,2 129,5
ежегод. рост - % 88,8% 11,1% 17,4% 79,7% 57,6% 5,9% 25,5%
3.2.2. фонд
обязательных резервов (ФОР)
млрд. руб. 124,3 156,6 201,1 267,4 121,7 161,4 221,1
ежегод. прирост 59,7 32,3 44,5 66,3 -145,7 39,7 59,7
ежегод. рост - % 92,4% 26,0% 28,4% 33,0% -54,5% 32,6% 37,0%
3.2.3. депозиты всех видов млрд. руб. 20,7 3,7 47,9 117,4 108,3 48,7 200,3
ежегод. прирост 17,0 -17,0 44,2 69,5 -9,1 -59,6 151,6
ежегод. рост - % 459,5% -82,1% 1194,6% 145,1% -7,8% -55,0% 311,3%
Источник: Банк России, расчеты автора          
ВВП млрд. руб. 7 305,6 8 943,6 10 817,5 13 201,1 16 966,4 21 614,7 26 621,0
депоз. д/в млрд. руб. 444,6 586,7 706,7 1 003,20 1 277,50 1 805,70 2 754,40

 

[1] В России введена в действие Постановлением Госкомстата РФ от 31.08.1998 № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями).

[2] В цивилизованных странах разрешено все то, что: а) не запрещено законом, б) не требует специального разрешения, в) не регламентируется как специальный вид деятельности.

[3] См.: С.Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006.

[4] См.: В.А. Гамза. Россия-2006: Денежный обзор/ М., Научный эксперт/ 2006. 

 


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Депутат Госдумы Михаил Романов принял участие в дискуссии по распределенной генерации на конференции в Петербурге
Форум по актуальным проблемам и перспективам рынка пива состоялся в Новосибирске
Специальный офис продаж открылся в Лимассоле для реализации квартир в ЖК "Символ" Елены Батуриной
Пивоваренный бренд "Балтика" подвел итоги 2018 года
Бренд "Арсенальное" в 14-й раз был отмечен премией "100 лучших товаров России"

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

18 апреля 2019

Депутат Госдумы Михаил Романов принял участие в дискуссии по распределенной генерации на конференции в Петербурге

12 апреля 2019

Форум по актуальным проблемам и перспективам рынка пива состоялся в Новосибирске

14 марта 2019

Специальный офис продаж открылся в Лимассоле для реализации квартир в ЖК "Символ" Елены Батуриной

09 февраля 2019

Пивоваренный бренд "Балтика" подвел итоги 2018 года

19 декабря 2018

Бренд "Арсенальное" в 14-й раз был отмечен премией "100 лучших товаров России"

17 ноября 2018

Coca-Cola увеличивает долю в общем объеме безалкогольных напитков

14 ноября 2018

Бренд "Балтики" стал лауреатом премии "Марка №1 в России" в 2018 году

12 ноября 2018

На новосибирском форуме состоялся круглый стол, посвященный проблемам пивоваренной отрасли

07 ноября 2018

Новые ипотечные программы для покупателей ЖК "Талисман": Сбербанк аккредитовал два жилых комплекса 3S GROUP

Положительную динамику по итогам III квартала продолжает демонстрировать "Балтика"

24 октября 2018

Никос Куметтис будет курировать деятельность компании Coca-Cola в группе EMEA мира

15 октября 2018

Все системы менеджмента "Балтики" соответствуют новым версиям международных стандартов ISO 9001 и 14001

27 августа 2018

Brand Finance включила «Балтику» в рейтинг самых ценных российских брендов

05 августа 2018

Пользователи OFD.RU смогут подключить систему бесплатных уведомлений

02 июля 2018

Как сообщает РБК, в холдинг Михаила Гуцериева войдет компания MediaMarkt

28 июня 2018

Пивовары "Балтики" поделились секретами создания качественного пива с сотрудниками Генерального Консульства ФРГ










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна