ru  29 марта 2024 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

06 августа 2007

Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг?

В.А. Гамза, Президент Института проблем безопасности, Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк» (фото - OPEC.ru)

Теневая экономика и коррупция – сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения  во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.

В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.

Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой – различные категории обозначаются одними и теми же терминами.

Представляется целесообразным «теневой экономикой» (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной  в ООН в 1993 году применительно к «Системе национальных счетов» для наиболее полного учета ВВП[1].

В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:

1)                 скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

2)                 неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;

3)                 нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет  он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50%  официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:

а) экономические:

катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);

развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);

обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);

ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;

установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;

б) правовые:

возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)[2];

разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);

формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);

коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных  органов в интересах теневой экономики;

формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

в) общественно-политические:

разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);

формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);

отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).

Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:

·        теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;

·        большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);

·        теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);

·        в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.

Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию  современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.

Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.

О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования[3]. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

1.     Финансово-экономические:

несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);

продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);

отсутствие государственной  системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.)[4].

2. Правовые:

существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;

отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);

отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;

незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

3.     Административные:

отсутствие  эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);

безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

4.     Общественно-политические:

неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;

недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);

социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;

деградация культуры, пропаганда культа криминалитета  и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе мер, на наш взгляд, должны стать следующие решения и мероприятия:

·        проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

·        компенсация потерь населения от  «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;

·        введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

·        установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

·        стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

·        проведение ясной и последовательной  государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

·        введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

·        проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);

·        формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;

·        ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;

·        законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Таблица 1                
Денежная база в широком определении (номинал)        
Показатели 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01 01.01
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
3. Денежная база в широком определении (ДБШО) млрд. руб. 721,6 928,3 1 232,6 1 914,4 2 380,3 2 914,1 4 121,6
ежегод. прирост 296,2 206,7 304,3 681,8 465,9 533,8 1 207,5
ежегод. рост - % 69,6% 28,6% 32,8% 55,3% 24,3% 22,4% 41,4%
3.1. Наличные деньги в обращении млрд. руб. 446,5 623,5 813,9 1 224,7 1 669,9 2 195,4 3 062,1
ежегод. прирост 158,3 177,0 190,4 410,8 445,2 525,5 866,7
ежегод. рост - % 54,9% 39,6% 30,5% 50,5% 36,4% 31,5% 39,5%
3.1.1. в кассах кредитных организаций млрд. руб. 27,6 39,7 50,7 77,7 135,1 186,2 276,9
ежегод. прирост 5,6 12,1 11,0 27,0 57,4 51,1 90,7
ежегод. рост - % 25,5% 43,8% 27,7% 53,3% 73,9% 37,8% 48,7%
3.1.2. вне банков (М0) млрд. руб. 418,9 583,8 763,2 1 147,0 1 534,8 2 009,2 2 785,2
ежегод. прирост 152,7 164,9 179,4 383,8 387,8 474,4 776,0
ежегод. рост - % 57,4% 39,4% 30,7% 50,3% 33,8% 30,9% 38,6%
3.2. Средства кредитных организаций в Банке России млрд. руб. 275,1 304,8 418,7 689,7 710,4 718,7 1 059,5
ежегод. прирост 137,9 29,7 113,9 271,0 20,7 8,3 340,8
ежегод. рост - % 100,5% 10,8% 37,4% 64,7% 3,0% 1,2% 47,4%
3.2.1. остатки на корсчетах млрд. руб. 130,1 144,5 169,7 304,9 480,4 508,6 638,1
ежегод. прирост 61,2 14,4 25,2 135,2 175,5 28,2 129,5
ежегод. рост - % 88,8% 11,1% 17,4% 79,7% 57,6% 5,9% 25,5%
3.2.2. фонд
обязательных резервов (ФОР)
млрд. руб. 124,3 156,6 201,1 267,4 121,7 161,4 221,1
ежегод. прирост 59,7 32,3 44,5 66,3 -145,7 39,7 59,7
ежегод. рост - % 92,4% 26,0% 28,4% 33,0% -54,5% 32,6% 37,0%
3.2.3. депозиты всех видов млрд. руб. 20,7 3,7 47,9 117,4 108,3 48,7 200,3
ежегод. прирост 17,0 -17,0 44,2 69,5 -9,1 -59,6 151,6
ежегод. рост - % 459,5% -82,1% 1194,6% 145,1% -7,8% -55,0% 311,3%
Источник: Банк России, расчеты автора          
ВВП млрд. руб. 7 305,6 8 943,6 10 817,5 13 201,1 16 966,4 21 614,7 26 621,0
депоз. д/в млрд. руб. 444,6 586,7 706,7 1 003,20 1 277,50 1 805,70 2 754,40

 

[1] В России введена в действие Постановлением Госкомстата РФ от 31.08.1998 № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями).

[2] В цивилизованных странах разрешено все то, что: а) не запрещено законом, б) не требует специального разрешения, в) не регламентируется как специальный вид деятельности.

[3] См.: С.Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006.

[4] См.: В.А. Гамза. Россия-2006: Денежный обзор/ М., Научный эксперт/ 2006. 

 



Другие материалы раздела :
Стали известны победители ведущих национальных конкурсов в области потребительского доверия
Лидирующие позиции в рейтинге "Промышленный пиарщик Санкт-Петербурга глазами журналиста" заняло PR-агентство "Тезис"
Проект по строительству электростанции и газопровода для ООО "Полимер" под ключ выполнит GRYS Power
Свою деятельность в России компания "Далькия Рус" продолжит как "ГРИС Пауэр"
Сбер увеличил возраст заемщиков по ипотеке до 75 лет



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
29 ноября 2023

Стали известны победители ведущих национальных конкурсов в области потребительского доверия

21 апреля 2023

Агентства недвижимости могут работать с проектами "Страны Девелопмент" через новый кабинет брокера

14 февраля 2023

Лидирующие позиции в рейтинге "Промышленный пиарщик Санкт-Петербурга глазами журналиста" заняло PR-агентство "Тезис"

25 января 2023

Проект по строительству электростанции и газопровода для ООО "Полимер" под ключ выполнит GRYS Power

04 августа 2022

Свою деятельность в России компания "Далькия Рус" продолжит как "ГРИС Пауэр"

08 декабря 2021

Сбер увеличил возраст заемщиков по ипотеке до 75 лет

11 ноября 2021

Вклады СберБанка вошли в список выгодных предложений Зелёного дня

06 октября 2021

Развивать транспортную сеть Екатеринбурга властям города поможет "Мосинжпроект"

31 октября 2020

Глава проекта ОНФ "Народный фермер" Олег Сирота победил в конкурсе "Лидеры России. Политика"

17 августа 2020

Экспорт шин KAMA TYRES застрахован ЭКСАР

"Российский немец" Штефан Дюрр стал крупнейшим производителем молока, послушав главу «Россельхозбанка» Бориса Листова

14 июля 2020

Позитивную оценку уровню взаимодействия Комитета Госдумы по контролю и Регламенту со Счетной палатой РФ дал Михаил Романов

10 декабря 2019

Суперприложение от Тинькофф решит вопросы в сфере Digital Banking и лайф-стайла

18 апреля 2019

Депутат Госдумы Михаил Романов принял участие в дискуссии по распределенной генерации на конференции в Петербурге

12 апреля 2019

Форум по актуальным проблемам и перспективам рынка пива состоялся в Новосибирске

14 марта 2019

Специальный офис продаж открылся в Лимассоле для реализации квартир в ЖК "Символ" Елены Батуриной







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: