29 марта 2024 | НацБез.Ру:
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ Оригинал страницы смотрите здесь |
||
Теневая экономика и коррупция – сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.
В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.
Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой – различные категории обозначаются одними и теми же терминами.
Представляется целесообразным «теневой экономикой» (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН в 1993 году применительно к «Системе национальных счетов» для наиболее полного учета ВВП[1].
В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:
1) скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
2) неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
3) нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).
В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:
а) экономические:
катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);
ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;
б) правовые:
возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)[2];
разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);
формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
в) общественно-политические:
разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);
отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).
Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
· теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;
· большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);
· теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);
· в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.
Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.
Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.
Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования[3]. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:
1. Финансово-экономические:
несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.)[4].
2. Правовые:
существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
3. Административные:
отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);
безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.
4. Общественно-политические:
неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Основными в этой системе мер, на наш взгляд, должны стать следующие решения и мероприятия:
· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;
· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
· законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Таблица 1 | ||||||||
Денежная база в широком определении (номинал) | ||||||||
Показатели | 01.01 | 01.01 | 01.01 | 01.01 | 01.01 | 01.01 | 01.01 | |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
3. Денежная база в широком определении (ДБШО) | млрд. руб. | 721,6 | 928,3 | 1 232,6 | 1 914,4 | 2 380,3 | 2 914,1 | 4 121,6 |
ежегод. прирост | 296,2 | 206,7 | 304,3 | 681,8 | 465,9 | 533,8 | 1 207,5 | |
ежегод. рост - % | 69,6% | 28,6% | 32,8% | 55,3% | 24,3% | 22,4% | 41,4% | |
3.1. Наличные деньги в обращении | млрд. руб. | 446,5 | 623,5 | 813,9 | 1 224,7 | 1 669,9 | 2 195,4 | 3 062,1 |
ежегод. прирост | 158,3 | 177,0 | 190,4 | 410,8 | 445,2 | 525,5 | 866,7 | |
ежегод. рост - % | 54,9% | 39,6% | 30,5% | 50,5% | 36,4% | 31,5% | 39,5% | |
3.1.1. в кассах кредитных организаций | млрд. руб. | 27,6 | 39,7 | 50,7 | 77,7 | 135,1 | 186,2 | 276,9 |
ежегод. прирост | 5,6 | 12,1 | 11,0 | 27,0 | 57,4 | 51,1 | 90,7 | |
ежегод. рост - % | 25,5% | 43,8% | 27,7% | 53,3% | 73,9% | 37,8% | 48,7% | |
3.1.2. вне банков (М0) | млрд. руб. | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1 147,0 | 1 534,8 | 2 009,2 | 2 785,2 |
ежегод. прирост | 152,7 | 164,9 | 179,4 | 383,8 | 387,8 | 474,4 | 776,0 | |
ежегод. рост - % | 57,4% | 39,4% | 30,7% | 50,3% | 33,8% | 30,9% | 38,6% | |
3.2. Средства кредитных организаций в Банке России | млрд. руб. | 275,1 | 304,8 | 418,7 | 689,7 | 710,4 | 718,7 | 1 059,5 |
ежегод. прирост | 137,9 | 29,7 | 113,9 | 271,0 | 20,7 | 8,3 | 340,8 | |
ежегод. рост - % | 100,5% | 10,8% | 37,4% | 64,7% | 3,0% | 1,2% | 47,4% | |
3.2.1. остатки на корсчетах | млрд. руб. | 130,1 | 144,5 | 169,7 | 304,9 | 480,4 | 508,6 | 638,1 |
ежегод. прирост | 61,2 | 14,4 | 25,2 | 135,2 | 175,5 | 28,2 | 129,5 | |
ежегод. рост - % | 88,8% | 11,1% | 17,4% | 79,7% | 57,6% | 5,9% | 25,5% | |
3.2.2. фонд обязательных резервов (ФОР) |
млрд. руб. | 124,3 | 156,6 | 201,1 | 267,4 | 121,7 | 161,4 | 221,1 |
ежегод. прирост | 59,7 | 32,3 | 44,5 | 66,3 | -145,7 | 39,7 | 59,7 | |
ежегод. рост - % | 92,4% | 26,0% | 28,4% | 33,0% | -54,5% | 32,6% | 37,0% | |
3.2.3. депозиты всех видов | млрд. руб. | 20,7 | 3,7 | 47,9 | 117,4 | 108,3 | 48,7 | 200,3 |
ежегод. прирост | 17,0 | -17,0 | 44,2 | 69,5 | -9,1 | -59,6 | 151,6 | |
ежегод. рост - % | 459,5% | -82,1% | 1194,6% | 145,1% | -7,8% | -55,0% | 311,3% | |
Источник: Банк России, расчеты автора | ||||||||
ВВП | млрд. руб. | 7 305,6 | 8 943,6 | 10 817,5 | 13 201,1 | 16 966,4 | 21 614,7 | 26 621,0 |
депоз. д/в | млрд. руб. | 444,6 | 586,7 | 706,7 | 1 003,20 | 1 277,50 | 1 805,70 | 2 754,40 |
[1] В России введена в действие Постановлением Госкомстата РФ от 31.08.1998 № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями). [2] В цивилизованных странах разрешено все то, что: а) не запрещено законом, б) не требует специального разрешения, в) не регламентируется как специальный вид деятельности. [3] См.: С.Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006. [4] См.: В.А. Гамза. Россия-2006: Денежный обзор/ М., Научный эксперт/ 2006.