ru  09 декабря 2019 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:




5 последних статей:

 ОНФ: нужно изменить методику расчета охвата детей дополнительным образованием

 Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор после атаки на синагогу в Галле призвал к ужесточению правоохранительных мер

 Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы

 Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков

 KAMA TYRES о том, как правильно эксплуатировать шины






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



15 октября 2003

Второй пояс безопасности

Василий Горкавенко, первый заместитель Генерального директора Холдинга предприятий безопасности «ШЕРИФ», журнал «Системы безопасности»

Рынок охранных услуг развивается и совершенствуется. Тем не менее, очевидно, что госструктуры не могут свыкнуться с мыслью, что специально подготовленные люди, работающие на коммерческих условиях, способны обеспечить охрану и безопасность граждан не менее эффективно, чем милиция. Эта статья расскажет о том, как происходило формирование охранного бизнеса в России, каковы перспективы его развития и отношение к нему со стороны властей и правоохранительных органов.

Возрождение охранно-детективного бизнеса

Частная (или негосударственная) охрана возникла вновь (после периода НЭПа) в конце 1980-х годов во время бурного развития частной предпринимательской деятельности. Тогда при создании частного охранного предприятия (ЧОП) не требовалось лицензий (существовал скорее заявительный, чем разрешительный порядок). В уставы таких предприятий вписывали множество услуг, включая охранные. Почти одновременно стали возникать индивидуальные частные детективные предприятия (ИЧДП) с так называемым сыскным уклоном. Первые годы во время реорганизаций силовых структур отставники, особенно из спецслужб, надеялись «конвертировать» свой информационный багаж и связи в новую бизнес - схему. У большинства из них в тот период так ничего и не получилось: накопленная ими информация быстро устаревала, связи не работали, клиенты еще не были готовы адекватно платить за информацию и советы.

Из наиболее известных охранно-детективных объединений того времени можно назвать: «Алекс», "Лайонс", «Баярд». Эти названия до сих пор на слуху у многих. Надо заметить, что «Алекс» стал широко известен не столько тем, что его торговая марка «клонировалась» по всей России, а скорее первой и необычной для советских людей ТВ-рекламой. Впоследствии из «Алекса» вышло немало вполне успешных руководителей и сотрудников ЧОПов.

В тот период волна нарождающихся предпринимателей в кооперативах, банках и коммерческих фирмах все чаще оказывалась под прицелом рэкета и, в конечном итоге, под "крышей" криминала. По некоторым данным, в начале 1990-х годов криминальные структуры контролировали до 80% рынка наряду с вневедомственной охраной (ВО) и частной охраной («Ъ-деньги», № 14, 2002). С другой стороны, в результате массового сокращения в силовых структурах появилось большое количество выходцев из КГБ, МВД и т.п., которые искали применение своим навыкам и опыту.

Настало время серьезно рассмотреть проблему образования частной охраны и сыска в России и принять решение о дальнейшей судьбе этого бизнеса.

Начальный этап развития

Прошло не многим более десяти лет, а уже живут своей жизнью мифы и легенды о первых шагах в законодательном регулировании охранно-сыскной деятельности.

Бывший в те годы министром внутренних дел Вадим Бакатин выступал против частных сыскных и охранных структур, однако, именно при нем милиционерам временно разрешили совмещать службу во вневедомственной охране с работой охранниками на объектах. Вскоре из-за разгула коррупции на такое совместительство был наложен запрет.

А нынешний председатель Комитета по безопасности Госдумы Александр Гуров в предисловии известного когда-то издания (спецвыпуск «Я-телохранитель», № 4) пишет следующее: «Помню в 1990 году мы анализировали первый опыт работы частных охранных предприятий. Тогда для многих действующих сотрудников милиции, спецслужб само появление частных секьюрити стало шоком… Вот и поступило задание “проработать вопрос”. От МВД прорабатывал я, от КГБ - Ф.Д. Бобков…». Данное предисловие озаглавлено метафорой - "Второй пояс безопасности".

Известно, что основная часть Закона была написана одним из руководителей Правового управления МВД России, возглавляющим сейчас частную юридическую фирму. К поправкам в документе удалось приложить руку и немногим руководителям охранных и сыскных фирм, а также сотрудникам МВД, прозорливо заглядывавшим вперед. Кто-то тем самым защищал свой бизнес, кто-то готовил варианты на будущее.

Уже в сентябре 1989 года насчитывалось около 83 кооперативов, связанных с правоохранительной деятельностью. После появления ряда «родственных» законов (о предприятиях и о собственности) к концу 1990 г. в стране было 66 частных детективных структур. Эти несколько лет до марта 1992 года (дата опубликования Закона о частной детективной и охранной деятельности), - можно образно назвать этапом “внутриутробного развития” частной охраны и сыска.

Период бурного роста

В начале 90-х руководители частной охраны и сыска накапливали бесценный практический опыт. То, что можно было почерпнуть из редких западных публикаций, плохо соотносилось с российской реальностью. Вспоминают, что на обязательных в то время для руководителей ЧОПов курсах "Возрождение", организованных при МВД, преподаватели и слушатели часто менялись ролями. Период 1991-1993 гг. отмечен миграцией профессионалов из спецслужб, милиции и вооруженных сил в охранно-сыскной бизнес.

Разумеется, многие бывшие начальники МВД предпочитали начинать не с нуля, а на солидных должностях в службах безопасности банков и т.д. На первых порах и для предпринимателей иметь во главе "своей безопасности" генерала от контрразведки или милиции для предпринимателей считалось очень престижно. Вполне понятно, что зарплаты сотрудников служб безопасности были несравнимы с жалованьем на "государевой службе".

И все же бурный рост количества охранных и детективных предприятий начался в конце 1992 - начале 1993 года, когда Закон дошел "до земли", пока появились подзаконные нормативные документы, когда законопослушные офицеры увидели реальную правовую основу своей частной деятельности.

Расстрел Белого Дома в августе 1993 года только убедил «сомневающихся» в неизбежности российского капитализма и вместе с тем в необходимости его защиты. Достаточно указать на практически двукратный рост количества ЧОПов в 1994 году по сравнению с 1993 годом (см. рис.1, "МБ", №9/49, 1997). Рост мошенничества и коррумпированность чиновников, проблемы с кредитами, их возвратом и неэффективность судебных решений, практика силового вымогательства - все это заставляло предпринимателей активно искать альтернативу криминальным крышам (где "вход-рубль, выход-два") и прибегать к помощи коммерческой охраны и сыска..

1993 г. - 1237 -2356 - 947 ( Количество по годам, данные УЛРР)

1994 г. - 1586-2931- 2088 Средние цифры - СБ, слева и справа

1995 г. - 3247 - 4591- 149 ЧОПы, охранно-детективные

1996 г. - 4434-5247- 182 ассоциации и пр.

До 1994 года включительно наблюдался сильный количественный рост охранных структур (ЧОПов и служб безопасности (СБ) юридических лиц). Спрос превышал предложение. Сейчас трудно поверить, что в те времена человек из охраны мог зарабатывать до $40 тысяч в месяц.

К этому моменту ситуация на рынке частных охранных услуг уже отслеживалась созданными лицензионно-разрешительными подразделениями МВД. Возникшее беспокойство со стороны правоохранительных органов имело свои причины. Во-первых, криминальные структуры стали внедряться в охранный бизнес, создавая свои собственные предприятия и получая легальный доступ к оружию. Скандальные события с их участием, охотно и подробно освещаемые прессой, влияли на формирование негативного имиджа законопослушных участников рынка и вызывали неблагоприятный общественный резонанс. Во-вторых, в 1993-1994 годах ЧОПы и СБ, имевшие в своем штате квалифицированных специалистов, стали подрывать рыночные позиции бывшего охранного монополиста - вневедомственной охраны. Об этом не принято говорить, но столкновение интересов в данной сфере порой пытаются прикрыть «легендой» борьбы с преступностью или нарушениями подзаконных актов (см. "Ъ-деньги», № 14, 2002).

Обоснованно или нет, но субъекты рынка частной охраны в середине 1990-х почувствовали давление со стороны различных госструктур и ведомств с использованием привычных инструментов: проверка на всех уровнях, жесткий контроль над отчетностью, распространение слухов об изъятии оружия или об изменениях в правилах оборота оружия, заявления в прессе и т.д.

В октябре 1995 года сотрудниками МВД была проведена широкомасштабная операция "Щит", в результате которой произошло некоторое сокращение частных предприятий: одни дискредитировали себя, другие оказались неконкурентоспособны. Тем не менее, как видно из табл. суммарное количество охранных и детективных предприятий как в 1994, так и в 1995 году мало разнится. Большинство из них стало объединяться под одним хозяином или одной «вывеской» в ассоциации, объединение, холдинги и т.д.

К этому моменту среди ЧОПов стал моден тезис оказания услуг по комплексной безопасности, поскольку клиенты предпочитали получать "все в одном флаконе". Такая форма работы (предоставление охранных, детективных, технических и информационных услуг) позволяла более успешно защищать свои интересы при трениях с криминальными «крышами» и с коррумпированными чиновниками. Кроме того, это обеспечивало возможность более достойно участвовать в профессиональных союзах и оптимизировать ресурс для продвижения своей торговой марки на рынке. Примерно к этому же периоду относится появление профессионально-общественных объединений типа Российский союз предприятий безопасности (1996 г.), Бюро экономической безопасности при Торгово-промышленной палате, Гильдии охранных предприятий при Московской торгово-промышленной палате и других. Не менее важным явилось образование в 1997 году "Лиги предпринимателей и руководителей предприятий безопасности". По словам Игоря Голощапова, председателя ее правления и руководителя секретариата Координационного Совета при ГУВД Москвы, "Лига возникла как инструмент защиты корпоративных интересов правовыми методами".

Стабилизация

В 1996 году наступил этап определенной стабилизации рынка. Самосознание предпринимателей и коммерсантов изменилось. Для большинства из них стало ясно, что криминальные структуры, под «опекой» которых они находились, не только разоряет и подминает их под себя, но и втягивает в свои грязные дела. Причем их «счетчики» не прекращали крутиться, несмотря на междоусобные войны, отстрел авторитетов и бандитский передел. В результате предприниматели все чаще стали обращаться в охранные предприятия.

Одновременно наблюдался количественный рост числа занятых в охранном бизнесе. Так, в 1997-1998 гг. в Москве, по данным МВД России, число сотрудников, занятых на физической охране объектов, превышало штатный состав управления вневедомственной милиции. Шел процесс диверсификации и совершенствования предлагаемых ЧОПами услуг.

Следующим испытанием для частной охраны явился дефолт 1998 года. Многие ЧОПы и особенно СБ перестали существовать, как, впрочем, и их клиенты. В качестве представителей вторичного, обслуживающего рынка сотрудников структур безопасности в банках, фондах, предприятиях сокращали в первую очередь, увольняли в административные отпуска. Некоторые ЧОПы в этот период перестроились, сократили издержки и даже сумели сохранить человеческий потенциал. Таким образом, после 1998 года на рынке охранных услуг остались самые сильные и экономически грамотные игроки.

"Закон есть закон"

Закон 1992 года, несмотря на все его недостатки и нестыковки, работал и позволял охранному бизнесу развиваться. Более жестко, как полагают многие, в законе прописаны возможности отечественных пинкертонов. При сборе информации даже журналисты в России находятся в более выгодном положении, чем специалисты, занимающиеся детективной деятельностью.

Бессмысленно перечислять все подзаконные акты, регулирующие охранно-детективный бизнес. Основными, после создания лицензионно-разрешительной системы, были приложения к приказам МВД России: Инструкция № 292 от 22.08.1992 "О порядке лицензировании и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью" и Инструкция №288 "По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ". Кстати, Федеральный Закон об оружии был принят только 13 ноября 1996 г., а разъясняющая для охранного рынка Инструкция № 288 - в апреле 1999 г. До этого вопрос с оборотом оружия для частной охраны решался постановлениями Правительства РФ.

ДОВОДЫ

С момента принятия в 1992 году Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в его адрес было высказано множество претензий самого разного рода. Критика эта относится как к закрепленным позициям, так и к логике документа. Если условно разделить замечания по форме и контексту, можно сформулировать их следующим образом.

Эмоциональные доводы :

- в 18 лет призывают в армию с автоматом, а резиновой палкой можно пользоваться только с 21 года;

- можно ли обеспечить "защиту жизни и здоровья граждан" при помощи газового баллончика;

- зависимость деятельности ЧОПов от всякого рода приказов, распоряжений, иногда идущих вразрез с законодательной базой РФ;

- отсутствие пункта о возможности вступления в союзы, ассоциации (хотя никто, как подтвердила практика, против этого особенно и не возражает).

Доводы экономические порядка:

Попадание охранников в разряд частных предпринимателей с соответствующей выплатой налогов (сейчас уже есть прецеденты судебного порядка, убеждающие юристов, что охранные услуги можно выполнять только в рамках предприятия).

Доводы, вытекающие из бюрократических процедур (относятся, скорее, к подзаконным актам):

- удостоверение охранника в Москве отличается от удостоверения в регионах России;

- только в Москве было введено переоформление лицензии; только в Москве, человек зарегистрированный за ее пределами, не может получить статус охранника;

- в соответствии с порядком лицензирования по приказу МВД России №292 выдача лицензий происходила по месту жительства охранника, а не по месту регистрации ЧОПа, что осуществлялось где угодно, но не в Москве и Московской области.

Новые аспекты возникли в связи с распространением действия Закона №128-ФЗ от 8.08.01. "О лицензировании отдельных видов деятельности" на охранно-детективную деятельность (фактически вступил в силу в феврале 2002 года). По нему, в частности, лишение ЧОПа лицензии теперь возможно только в судебном порядке. (Одновременно возникают противоречия между этим Законом и Приказом МВД №292).

Индивидуальные лицензии для охранников были отменены, на руках у них теперь удостоверения охранников с правом на закрепленное оружие. Важно другое, что теперь при выдаче лицензии на ЧОП, она действует только в пределах субъекта, который ее выдал. Иными словами, если имеется клиент в другом регионе, то надо через Управление лицензионно-разрешительной работы (УЛРР) вносить лицензию в реестр соответствующего субъекта (то есть фактически получить новую лицензию). Последнее, как обычно, явилось продуктом внутриведомственного нормативного акта.

Но, как полагают многие эксперты, наиболее кардинально ситуацию на рынке может изменить Постановление Правительства РФ №600 от 14.08.02 "О утверждении Положения о негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о негосударственной (частной) сыскной деятельности".

В нем практически не предусмотрено лицензирование сотрудников служб безопасности, а следовательно им отказывается в праве предоставлять услуги по физической охране (во всяком случае, с применением оружия).

Можно предположить, что причинами столь дискриминационного отношения были экономические соображения, поскольку до этого СБ, в отличие от ЧОПов, за счет своего статуса существенно "экономили" на налогооблагаемой базе.

В результате возможны только два варианта: или существующие СБ изменят свой статус на ЧОП (хотя и выполняя практически те же функции), или же коммерческие структуры будут вынуждены для физической охраны прибегать к услугам вневедомственной охраны (ВО) и ЧОПов.

Однако эта ситуация станет реальностью только после принятия нового закона, с действующим законом от 1992 года оно входит в противоречие. В настоящий промежуток времени во избежание судебных коллизий для существующих лицензий СБ будет действовать статус-кво.

В борьбе за миллиард

****

Статистика

По данным УЛРР на лето 2002 г. в России зарегистрировано свыше 15 тысяч частных охранно-детективных структур, в том числе ЧОП – 9.756, СБ – 5.201.

Общая численность лицензированных сотрудников - около 332 тысяч. Из них 70 тысяч бывшие сотрудники МВД, а 15 тысяч - из органов безопасности, 2,5 тысячи - из других правоохранительных органов, что составляет 26,7% от общего количества работников

Охраняется 71 262 объекта, используется 104 601 ед. огнестрельного и газового оружия.

****

Годовой оборот охранных и сыскных услуг оценивается в $0,9-1,2 миллиарда (см. "Ъ-деньги", 14, 2002), за который конкурируют частные структуры и ВО. По примерным оценкам, доля физической охраны как наиболее устойчивого дохода, хотя и относительно невысокой рентабельности составляет около 70% (при том, что, по утверждениям экспертов, доля криминальной и нелегальной охраны не превышает 10% рынка).

И если структура ВО в этой борьбе выступает как единое целое, то охранные предприятия еще и жестко конкурируют между собой.

Сегодня даже руководители крупных ЧОПов редко всуе говорят о конкуренции с ВО, "соблюдая политес". В то же время, по словам руководителя УВО при ГУВД Москвы, полковника Виктора Вохминцева по случаю 50-летия своей службы ("Петровка, 38", № 43), «частная охрана - конкурент, которой ВО чуть не сдала позиции в начале 90-х». Он полагает, что преимущества ВО, связанные с вооружением автоматическим оружием, были реализованы в середине 1990-х при сопровождении грузов в ответ на рост разбоя на дорогах, а также что ВО не отвлекают на городские мероприятия (намек на привлечение ресурсов ЧОПов в ходе различных усилений, дежурств и патрулирования). Некоторые изменения в налогообложении ВО в последнее время являются признанием рыночного поведения этой службы, но наличие милицейских погон, по-прежнему указывает на двойственный и нетипичный для западных стран характер ее присутствия на рынке коммерческой охраны. Смелые высказывания одного из депутатов-лоббистов охранного бизнеса на форуме "Банковская безопасность" (Москва, сентябрь 2002г.) о перспективах "распогонивания" ВО и выведения за штат МВД, вряд ли реалистичны в ближайшие 2-3 года.

В Москве сосредоточена треть занятых в охранно-детективном бизнесе в России (почти 100 тысяч человек) и зарегистрировано почти 3 тысячи ЧОПов, в том числе и самых крупных.

Безусловно, понятие "крупный" должны основываться на экономико-ресурсных параметрах: количестве лицензированных охранников, финансовом обороте, диверсификации услуг и их доходности. Понятие "крупный" весьма относительно, поскольку, например, в Москве отдельный ЧОП считается крупным при наличии 300 сотрудников (при большем количестве работников предприятие считается трудно управляемым). А в том же Подмосковье крупными считаются ЧОПы с количеством 150-170 охранников.

Говорить о величине того или иного рыночного объединения, холдинга, ассоциации еще сложней. Как правило, до степени интеграции на уровне управления и распределения финансовых потоков таких объединений трудно добраться, не имея данных об учредителях или о владении контрольными пакетами акций. Пока необходимых систематических данных такого рода нет даже у "всеведущего" УЛРР, поэтому приходится довольствоваться тем, что и как они рассказывают о себе сами.

Выходцы из МВД, занятые сегодня в охранном бизнесе, утверждают, что после 1992 года создание ЧОПов, возглавляемых представителями спецслужб (КГБ, ФСК, ФСБ, разведки и пр.), происходило в отличие от них на "подготовленных позициях" (финансы, офисы и клиенты). Насколько это был "управляемый" процесс, судить сейчас трудно. Но большинство действительно успешных охранных структур возглавляются в Москве бывшими представителями спецслужб, хотя в регионах России эта ситуация выглядит с точностью до наоборот. Уже в середине 1990-х подбор кадров по корпоративному принципу потерял свою значимость. Если уж нужен аналитик - то не обязательно из спецслужб, сыщик – скорее всего из МВД, руководство группами охранников - из военных. Не делая акцента, можно перечислить крупные охранно-детективные предприятия: "Альфа-95", "Гарант", "Грант-Вымпел", "Оскордъ", "Родон", "РиК-плюс", "Сварог", ССБ, "Шериф". Неким нестандартным исключением является "СИнС", которая развивалась как компания по информационному консалтингу, а недавно создала свои ЧОПы в Москве и Санкт-Петербурге.

С развитием капитализма в России формирование рыночных стратегий становится обязательным для всех. Умелое использование "административного ресурса", то есть связей и протекций, раньше или позже исчерпывает себя. Безусловно, в секторе рынке безопасности требуется повышенное реноме и доверие клиентов. Каждый решал это по-своему.

Отдавая должное личным качествам бывших сотрудников подразделений антитеррора ("Альфа", "Вымпел"), на первом этапе развития охранного рынка они получили "гандикап" в виде общероссийского PR после известных событий 1991 года. За 10 лет существования Ассоциации "Альфы" было создано по всей России 59 ЧОПов и 26 компаний разного профиля ("Спецназ России", №10, 2002). Также как Агентство "Бастион" делало PR и рекламно - имиджевый акцент на том, что компанией руководит дама, да к тому же доктор наук. "РиК плюс" и "Родон" позиционировались как выходцы из милицейского спецназа. Менее широко известно, что глава крупного ЧОПа "МИГ" вышел из "Алекса".

Итак, крупных охранных компаний (более 300 сотрудников) в Москве насчитывается не более 10-15, а в Подмосковье - единицы.

Всего в московском регионе (город и область) в частной охране работает около 120 тысяч человек. По данным УЛРР, около 20% этого состава работают в ЧОПах, обслуживающих крупные финансово-промышленные или административные структуры. Они практически самодостаточны как СБ "при хозяине" и являются по сути "полурыночными". Другие 30% работают в ЧОПах с количеством от 50 до 200 человек, и, наконец, 50% - в фирмах от 10 до 50 человек.

Некоторые полагают, что азарт и амбициозность на рынке частной охраны более присущи именно ЧОПам из средней категории. Их молодые руководители легче усваивают ошибки развития, компании привлекают из небольших фирм лучших из охранников и руководителей среднего звена, обеспечивая социальный пакет и возможность профессионального роста. Некоторые из таких ЧОПов состоят из бывших военнослужащих: "Гарант", "Арсенал", Ассоциация ветеранов военной службы за законность и правопорядок".

Перспективы развития рынка охранных услуг

По большому счету вопросы развития и лидерства в охранном бизнесе определяются накопленным ресурсом: экономическим и интеллектуальным. Ресурс требуется для оснащения предприятия современными техническими средствами охраны и связи (с оптимальным балансом техники и человеческого фактора), для автоматизации обработки потоков информации и принятия решений, страхования рисков - как это существует в западных аналогичных компаниях.

Реализация этих тенденции невозможна без понимания императива рынка по укрупнению и увеличению капитализации, а также освоения необходимых управленческих технологий, связанных со знанием экономики, маркетинга и умелой рекламы и включающих активное и целевое использование информационных ресурсов.

Наверное, госструктуры и ведомства также должны быть заинтересованы в укрупнении частных охранных структур при наличии прозрачности рынка. Хотя бы потому, что это упрощает задачу взаимодействия правоохранительных органов и ЧОПов по обеспечению экономической и общественной безопасности страны.

В условиях обострения террористической угрозы (как показала октябрьская драма вокруг "Норд-Оста" в Москве") "второй пояс безопасности" должен, безусловно, получить дополнительное и благожелательное внимание со стороны государства. Но многое в охранном бизнесе будет зависеть от состояния макроэкономики в России, неоднозначных последствий таких факторов, как вступление России в ВТО.

Что касается высказываемых надежд представителей частной охраны по обслуживанию атомных объектов, тюрем и подобного (как в западных странах), то это реальность богатого и процветающего общества, способного платить за охранные услуги не по остаточному принципу.

А пока в отношении перспектив рынка остается много неопределенности, что показывает даже непрерывное затягивание слушаний в Госдуме по новому "Закону о негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности". В этой связи заслуживает внимания предложение Леонида Веденова, начальника УЛРР и зам. начальника ГУООП СОБ МВД России по целесообразности разработки Концепции негосударственной (частной) охранной деятельности, определяющей перспективы этой деятельности и их взаимодействия с государственными правоохранительными органами. ("МБ", апрель, 2002).

От редакции: Cтатья впервые была опубликована в юбилейном 10 -м выпуске международного тематического каталога «Системы безопасности», издательство «Groteck», 2003 год.

"Системы безопасности", Groteck


Обсудить статью в форуме


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

06 ноября 2019

Испытания морозом: в ноябре стартует новый этап «Народного теста шин Viatti»

28 октября 2019

Основные советы по эксплуатации и хранению шин от KAMA TYRES

25 октября 2019

Использование полного жизненного цикла ЦМК шин КАМА позволило сэкономить более 116 тыс. руб.

25 сентября 2019

Специальное предложение: бесплатный шиномонтаж покупателям продукции бренда Viatti

24 сентября 2019

Автопортал Car.ru подвел итоги длительного тестирования Viatti Bosco H/T

19 сентября 2019

Запуск новых очистных сооружений на "Балтике" приветствовал губернатор Новосибирской области

27 августа 2019

KAMA TYRES огласил имена победителей первого этапа конкурса "Народный тест шин Viatti"

24 августа 2019

Все о псориазе рассказали гостям Сокольников врачи на Пикнике "Чистая Уверенность"

14 августа 2019

Эксперт специализированного журнала "Кузов" проверил эксплуатационные возможности Viatti Strada Asimmetrico
За счёт системы Hydro Safe V летние легковые шины Viatti Strada Asimmetrico максимально быстро выводят воду из пятна контакта с дорогой.

26 июля 2019

Стартовал конкурс KAMA TYRES

Экомобиль "Норникеля" прошел по первому маршруту в заповеднике "Пасвик"

11 июля 2019

Вячеслав Моше Кантор считает тревожащими данные о том, что половина еврейской молодёжи Европы раздумывает об эмиграции

27 июня 2019

"Балтика-Новосибирск" провела курс "Защитное вождение" для водителей компании

24 июня 2019

Членов делегации Circle K познакомили с производственными процессами KAMA TYRES

20 июня 2019

Новинка KAMA TYRES Viatti Bosco H/T позволяет уверенно проходить скоростные повороты

31 мая 2019

В Новосибирске открыто производство безалкогольного пива компании "Балтика"










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна