ru  19 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



О земельной проблеме в Кабардино-Балкарии

Земля – пшеница – спирт. Спаивать людей выгоднее, чем давать им прокормить себя.

Луиза Оразаева, Кабардино-Балкария, НацБез.ру

В советские времена Кабардино-Балкария считалась аграрно-индустриальной республикой. Причем аграрная составляющая экономики была куда более существенной, чем индустриальная. Именно за сельскохозяйственное производство республика четырежды удостаивалась ордена Ленина.

Сегодня Кабардино-Балкарию не назовешь ни аграрной, ни индустриальной. Развал промышленности еще можно объяснить, в том числе и объективными причинами. В республике была сосредоточена, в основном, оборонная промышленность. С развалом страны, предприятия прекратили работу. Плюс к этому, по заявлениям руководства республики, фондо-оснащенность была в 3,4 раза ниже, чем в среднем по стране.

Катастрофическую ситуацию в сельском хозяйстве объяснить труднее. Вроде бы и земля, и крестьяне остались не месте, но… Сегодня значительная часть того, что потребляет население республики, завозится извне, 90 процентов сельских жителей не имеют работы и постоянного источника дохода. Средняя зарплата в одном из самых крупных сельскохозяйственных районов, Баксанском, составляет 240 рублей.

За последние 15 лет сельское хозяйство КБР реформировалось, аналогично тому, как это делалось в Центре. Но реформы носили "местный" отпечаток.

27 декабря 1991 года вышел Указ Президента РСФСР "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

Во исполнение данного Указа постановлением Кабинета Министров КБР №59 от 5 апреля 1993 года были созданы специальные комиссии по реорганизации колхозов и совхозов и определению долей земельных участков их членов.

В течение 1993 года комиссии должны были провести разграничение находящихся в пользовании колхозов земель, выделив земли, остающиеся в собственности государства и передаваемые гражданам в индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Выполнили ли комиссии возложенную на них задачу, сегодня никому неизвестно, так как впоследствии вся их работа была засекречена: никакой информации о результатах работы комиссий не было опубликовано, доступ журналистов к итоговым документам был закрыт. Тем не менее, «результат» на лицо: землю в Кабардино-Балкарии не получил ни один сельский житель.

В 1993 году колхозы и совхозы явочным порядком были преобразованы в коллективные сельхозпредприятия. При этом никакой разъяснительной работы среди населения не проводилось, документы о порядке реорганизации не были опубликованы. Суть преобразования жителям села была непонятна. Она станет ясной лишь годы спустя, когда земля уже окончательно будет отнята в пользу вчерашних «реформаторов» и власть будет тормозить все попытки получения её в собственность. Но вернёмся в те времена.

В 1995 году Правительством РФ был принят Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", который основным принципом создания сельхозкооперативов определяет добровольность членства, путем объединения имущественных и земельных долей. Федеральный закон не ограничивает право члена кооператива на получение земельного пая в натуре при выходе из кооператива.

В аналогичный закон КБР (принят 28 декабря 1997 года) был введен термин "условный земельный пай". Это означало то, что у граждан КБР нет права на землю. Это право "условное".

Следующий этап, так называемых "реформ" относится к 1998 году, когда сельхозпредприятия были переименованы в сельхозкооперативы.

В законе "О сельскохозяйственной кооперации в КБР" оговорено, что "Кабардино-Балкарская республика стимулирует создание и поддерживает деятельность коооперативов".

Однако в действительности все обстоит иначе. Были созданы сельхозкооперативы для "своих" людей. Они стали правоопреемниками колхозных земель и всего имущества, которое у них было.

 В то же время кооперативам, созданным по инициативе граждан, власти всячески препятствовали в регистрации в качестве юридических лиц, не говоря о том, чтобы наделить их землей. Местные органы власти без всяких предлогов отказывались принимать у них документы на регистрацию. Например, жители нескольких селений республики - Исламей, Дугулубгей, Баксаненок Баксанского района, Карагач Прохладненского района, Верхний Акбаш Терского района права на регистрацию добивались через суды.

 Добившись этого права, они длительное время вели тяжбу с властями, чтобы добиться установления своего права на земельный и имущественный паи. Но и в Арбитражном суде КБР, и в Федеральном Арбитражном суде Северо-Кавказского округа получили отказ. Остались без ответа и их обращения в органы прокуратуры, как республиканские, так и в Управление генеральной прокуратуры по Южному Федеральному округу.

Не имея объективных мотивов отказывать сельчанам в иске, суд фактически выдумывал мотивы сам, воспользовавшись искусственно (и искусно) созданной неразберихой в хозяйственных отношениях.

Так, 29 июля 2002 года 394 человека, жителей селения Баксаненок, созвав организационное собрание, приняли решение о создании сельскохозяйственного производственного кооператива "Баксаненок". В качестве паевого взноса, они решили внести в кооператив земельные доли и имущественные паи, выделенные им в 1993 году решением общего собрания членов колхоза "Красный Кавказ", но не полученные ими и используемые кооперативом "Кавказ", который незаконно стал правопреемником реорганизованного колхоза "Красный Кавказ". В кооперативе "Кавказ" 206 членов. Он имеет в пользовании 4750 га, тогда как большинство жителей селения не имеют ничего.

 По этому факту адвокат Борис Маршенов, представлявший на суде интересы истцов сказал следующее: "Арбитражный суд КБР сослался на то, что члены сельхозкооператива "Баксаненок" не написали заявлений о выходе из кооператива "Кавказ" и о выделений им земельных и имущественных паев, хотя, суд знал, и в иске было указано, что они не являлись членами кооператива "Кавказ", они являлись членами колхоза "Красный Кавказ".

 По таким же надуманным причинам отказано в удовлетворении исков жителям селений. Дугулубгей, Исламей. Жители остальных селений, видя, что в суде невозможно добиться восстановления справедливости, просто не стали обращаться туда.

В настоящее время жалоба сельских жителей КБР находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

 После того как Государственная Дума в 2003 году приняла Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , которым в стране разрешена купля-продажа земли, в КБР вышел Указ Президента В. Кокова, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения перешли в распоряжение органов местного самоуправления. Дело в том, что в Федеральном Законе удалось пролоббировать пункт о том, что субъекты Федерации имеют право решать вопрос о приватизации земли в соответствии с местными условиями. Неудивительно, что зачастую «местные условия» особо благоприятствовали местным «князькам» и их родственникам.

Наконец, в мае 2004 года Парламент КБР рассмотрел и принял в первом чтении законопроект "Об обороте земель сельхозназначения". Согласно этому законопроекту, который, скорее всего, будет принят в первозданном виде, введение частной собственности на землю в КБР откладывается на 49 лет.

 Свое категорическое нежелание раздать землю сельским жителям власти объясняют как раз «местными условиями», а именно «малоземельностью». Дескать, земли на всех не хватит. К тому же кабардинцы занимают равнинные места, балкарцы - горы, где пахотной земли практически нет. При ее раздаче могут возникнуть конфликты. По мнению специалистов, это лишь отговорки. И дело вовсе не в малоземельности. На каждого жителя республики приходится 40 сотых пашни. Этого вполне достаточно, чтобы жить безбедно.

Но… еще Достоевский сказал, "кто в стране владеет землей, тот и хозяин"..

Земля в Кабардино-Балкарии - это, в первую очередь, пшеница - сырье для перегонки спирта. Количество этого сырья не учтено никем и не облагается налогом. А частных спиртоводочных заводов (зарегистрированных) в республике около двадцати.

По неофициальным сведениям земля в КБР уже поделена между несколькими людьми из властного клана.

Местная пресса об этой проблеме не пишет. И это не удивительно. Во многих регионах России, и Кабардино-Балкария, к сожалению, не исключение, журналистика вынуждена прислуживать «князькам», от единоличной воли которых зависит и финансирование, и распространение, и иногда даже жизнь. Даже те редкие издания, которые считают себя независимыми, таковыми являются лишь условно. Например, автору этих строк закрыли доступ к региональному выпуску газеты "Известия" после опубликования там заметки о данной проблеме. В этой связи вспоминается публикация в газете "Кабардино-Балкарская правда" (июнь 2003 года), когда один придворный журналист открыто насмехался над сельчанами, которые очередной раз проиграли в суде, называя их "революционерами от сохи".

По мнению руководителя сельхозкооператива "Баксаненок", а также одного из лидеров движения "Аграрная Россия", добивающегося бесплатной раздачи земли сельским труженикам, Олега Ахметова, "В Кабардино-Балкарии все делается для того, чтобы земля стала собственностью узкого круга лиц, приближенных к власти. Под это пишутся местные законы и переделываются федеральные. А это - мина замедленного действия, которая рано или поздно приведет к социальному взрыву".


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна