ru  12 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Не экономить на безопасности государства

Егор Дорошенко, эксперт Фонда развития парламентаризма в России, "Время МН", 20 сентября 2002 г

Вот уже восемь лет российское государство не может найти разумный баланс прав обвиняемого, с одной стороны, и потерпевшего и свидетеля, с другой

И, видимо, экономит на этом немалые бюджетные средства. А пока на территории России вполне успешно функционируют целые организации, которые за деньги оказывают давление на свидетелей. Как бы то ни было, но сегодня в России ежегодно из 10 млн свидетелей 2,5 млн меняют показания в ходе судебного процесса.

Тем не менее на практике меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и их родственников применяются уже давно, правда, только в исключительных случаях. Например, новое имя и биографию получил сын Чикатило, приговоренного к расстрелу за убийство нескольких десятков человек. Применяются в следственной и судебной практике такие меры, как сохранение в тайне данных о месте жительства свидетелей, проведение закрытых судебных заседаний в целях обеспечения безопасности потерпевшего и свидетелей, заслушивание судом свидетельских показаний в отсутствие подсудимого. Новый Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность сохранения в тайне данных о личности потерпевшего, его родственниках или близких лицах.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ (например, в Башкирии) существуют собственные нормативные правовые акты о защите свидетелей, предусматривающие целый ряд специальных мер обеспечения безопасности: личную охрану, контроль телефонных переговоров, замену документов, компенсацию имущественного вреда и т.п. В составе Московского управления по борьбе с организованной преступностью действует отдел по защите свидетелей, осуществляющий розыск угрожающих им лиц. Хотя его деятельность и не обеспечена бюджетным финансированием, в случае необходимости сотрудники отдела смогут составить новую биографию и снабдить ее соответствующими документами, начиная с первой минуты жизни человека, а также оплатить пластическую операцию или предоставить новое жилье, если, конечно, на это найдутся средства.

Институт "анонимного свидетеля", наличие которого в ранних проектах российского закона явилось основанием для президентского вето, присутствует в законодательстве многих государств. Так, УПК Франции, например, позволяет свидетелю указывать в материалах дела не собственный домашний адрес, а адрес ближайшего комиссариата или бригады жандармерии. Сходные положения предусмотрены в законодательстве Дании и Китая. Использование сведений, предоставленных анонимными свидетелями, было признано допустимым и Европейским судом по правам человека в Страсбурге.

Представляется весьма удачным соответствующий опыт некоторых бывших союзных республик. Так, например, в таллиннском городском суде установлена система изменения тембра голоса при допросе свидетеля, который может находиться в специальном помещении, недоступном для подсудимого. В ряде случаев эстонским законодательством предусмотрена возможность дачи показаний свидетелем не в здании суда, а из любого безопасного места, в том числе и из собственного дома.

Интересно, что в Великобритании практика государственной защиты применяется не только в отношении свидетелей, но и в отношении преступников, которым угрожают родственники потерпевшего.

В правоохранительных органах от принятия закона ждут прежде всего начала бюджетного финансирования. По оценкам Министерства внутренних дел, расходы на реализацию положений закона составят 3 млрд 817 млн рублей в год. Впрочем, вступление в силу статей, предусматривающих наиболее значительные расходы из бюджета (на переселение, замену документов, изменение внешности), откладывается до 2004 г. Это связано с тем, что разработанный правительством проект бюджета на 2003 г. уже не предусматривает соответствующих статей расходов.

Кстати, утверждается, что доходы, которые вернутся в казну в результате увеличения количества раскрытых экономических преступлений, превысят указанную сумму в несколько раз. Можно только надеяться, что этот аргумент убедит наконец государство в необходимости защищать свидетелей. Видимо, все иные аргументы были гораздо менее весомыми. Хотя ни для кого не секрет, что безопасность свидетеля – это безопасность государства.


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна