ru  19 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Беззащитность приобретателей станет защитой от рейдеров?

Отказ от защиты добросовестного приобретателя на нынешнем этапе ничего не даст, так как это не проблема только ценных бумаг, это общая проблема, которая связана со статьей о добросовестном приобретателе. Такое мнение высказала в интервью ИА "РосФинКом" 14 марта директор по корпоративному управлению компании En+ Group, в прошлом глава правового отдела Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Екатерина Макеева, комментируя предложение главы комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского в целях борьбы с рейдерством в определенных случаях возложить риск истории ценной бумаги на так называемого "добросовестного приобретателя".

Напомним, депутат Плескачевский  считает, что конструкция «добросовестного приобретателя» защищает скупку краденного - атакующий рейдер или его пособник обычно становится добросовестным приобретателем украденного имущества. «Мы предлагаем в определенных случаях возложить риск истории вещи (ценной бумаги) на приобретателя. Т.е. при установленных злоупотреблениях последнему приобретателю достается, допустим, 20% от заработной платы преступника, а сами ценные бумаги возвращаются владельцу, у которого их украли. Главное здесь - защита в первую очередь прав собственника, а не участника оборота», - говорил прежде Плескачевский в интервью «Росфинкому».

«Нельзя взять и объявить, что по делам, связанным с ценными бумагами, мы добросовестного приобретателя не защищаем, - уверена Макеева. - Подход должен быть системным, и непонятно, почему ценные бумаги должны быть исключением».

Кроме того, по мнению Макеевой, отказ от презумпции добросовестного приобретателя в настоящее время неэффективен в силу того, что невозможно отследить цепочку прохождения украденных ценных бумаг от владельца к владельцу. «Вы просто не будете знать, у кого эти ценные бумаги изымать», - считает Макеева.

Как следует из пояснений эксперта, на рынке ценных бумаг рейдеры довольно часто используют следующую схему: акции, полученные путем незаконного захвата, смешивают (фиксируют) вместе с другими акциями (того же предприятия, но приобретенными законным путем) на одном счете одного владельца, получается один общий пакет. Потом образовавшийся пакет "разгоняют" по так называемым добросовестным приобретателям. В связи с тем, что акции являются бездокументарными, подчеркивает Макеева, отследить к кому и в каком объеме попали украденные акции, невозможно.

В свое время, припоминает эксперт, выдвигались предложения присвоить номера каждой акции, чтобы потом можно было отследить ее перемещение и иметь возможность по цепочке найти недобросовестного владельца. Однако предложение не получило поддержки, возможно, полагает эксперт, в силу сложностей при реализации его на практике.

Не менее критично эксперт отнеслась и к идее разделить информацию, содержащуюся в реестре акционеров, на три группы (публичную, которая предоставляется в реальном времени в реальном пространстве любому заинтересованному лицу; информацию, предоставляемую по требованиям уполномоченных лиц, и информацию, которая никому и никогда не предоставляется, кроме как по решению суда). Особой нужды в этом делении нет, считает эксперт, так как действующий закон о рынке ценных бумаг достаточно четко предусматривает, кому и в каком объеме реестродержатель предоставляет информацию. По мнению Макеевой, более целесообразным было бы внесение поправок в закон об оперативно-розыскной деятельности, запрещающих изъятие реестра. "На сколько бы частей ни подели информацию, содержащуюся в реестре, это не спасет собственность акционеров, если придет "опер" и заберет компьютер со всей доступной и запретной для него информацией", - резюмирует эксперт.

Выдержки из недавнего интервью главы комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского:

ИА "РосФинКом": Несмотря на то, что период передела акционерной собственности уже прошел, конфликты между акционерами продолжаются, а также по-прежнему ведутся "рейдерские" захваты теперь уже средних и малых обществ. Достаточно ли существующих норм в законодательстве для эффективной защиты прав собственников или вы видите необходимость во введении новых норм и правил в деятельность коммерческих организаций, в том числе введения новых механизмов разрешения корпоративных конфликтов?

Передел собственности в акционерных обществах не только не закончился, но и нарастает. Проблема защиты от "рейдерских" атак и "гринмейла" очень сложна и, как я уже отмечал, требует комплексного подхода. Напомню, что Россия в 90-х годах пошла на новаторский шаг, законодательно закрепив безналичную форму эмиссионной ценной бумаги. Вместе с тем, практически во всех странах мира ценные бумаги выпускаются в документарной форме. Это означает, что у них ведется только реестр прав, вытекающих из ценной бумаги. В России же реестр подтверждает не только права "из бумаги", но и права собственности на эти бумаги. Именно этим обстоятельством и пользуются рейдеры - ведь кража реестра по сути означает кражу всего предприятия. Совершить такую кражу (или незаконно получить весь реестр) можно только с помощью эмитента, регистратора или правоохранительных и иных государственных органов.

Поэтому, в целях пресечения незаконных действий по отчуждению собственности (ценных бумаг) у собственников, нашим комитетом подготовлены изменения в законодательство по четырем основным направлениям.

Во-первых, по определению понятия реестра, который следует рассматривать как информацию.

Во-вторых - по договору на его ведение. Согласитесь, достаточно странно, что договор на ведение реестра, в котором фиксируются права собственности всех акционеров, рассматривается как договор по оказанию услуги эмитенту регистратором и носит исключительно двусторонний характер.

В-третьих - по установлению четких фиксированных полномочий как правоохранительных и иных государственных органов в отношении реестра и механизмов реализации этих полномочий, так и ответственности регистратора за непредставление информации.

Саму информацию предлагается разделить на три группы:

·        публичная, которая поставляется в реальном времени в реальной пространство любому заинтересованному лицу;

·        предоставляемая по требованиям уполномоченных лиц;

·        информация, которая никому и никогда не предоставляется, кроме как по решению суда.

В-четвертых - по разрешению проблемных ситуаций, связанных с конструкцией "добросовестного приобретателя". Сегодня эта конструкция по сути защищает скупку краденного - атакующий рейдер или его пособник обычно становится добросовестным приобретателем украденного имущества. Мы предлагаем в определенных случаях возложить риск истории вещи (ценной бумаги) на приобретателя. Т.е. при установленных злоупотреблениях последнему приобретателю достается, допустим, 20% от заработной платы преступника, а сами ценные бумаги возвращаются владельцу, у которого их украли. Главное здесь - защита в первую очередь прав собственника, а не участника оборота.


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна