ru  19 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Тендеры на госзаказ – новая лазейка для «рейдеров»

В Москве возник новый вид рейдерства – «конкурсный». Компании-рейдеры принимают участие в тендере на госзаказ, выявляя слабые стороны участников. «Нечистая на руку компания вникает в детали проводящегося конкурса на размещение городского заказа, тщательно изучает предложения победителя, находит в них недостатки и юридические неточности», - говорит начальник управления по экономической безопасности Правительства Москвы Леонид Корсак. После этого рейдеры начинают шантажировать победителя конкурса.

По словам Корсака, внимание сотрудников его управления привлекло несколько компаний, принимающих участие в тендерах. Однако пока он не может однозначно обвинить их в мошеннических или недобросовестных действиях – потребуется тщательное изучение информации. Рейдеры, как правило, регистрируют фирму в дальних регионах за месяц-другой до торгов и предлагают подозрительно низкую цену на конкурсе – она всегда ниже стартовой на 30-40%.

Возникновение новой рейдерской специализации Корсак напрямую связывает с вступлением в силу 94-го закона о госзакупках. Глава тендерного комитета столицы Геннадий Дегтев сообщил, что в федеральный закон готовятся поправки, которые могли бы более серьезно защитить государство и бизнес-сообщество от недобросовестных поставщиков.

Новый федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отменил этап предквалификации. В тендере могут принять участие как юридические, так и физические лица – как российские, так и зарубежные. Основное условие – претендент должен предложить лучшие условия выполнения заказа. Вскрытие конвертов с заявками происходит в день проведения конкурса. 94-й закон о госзакупках предусматривает создание реестра недобросовестных поставщиков. Компания, нарушившая обязательства или не исполнившая условия конкурса, лишается возможности участвовать в течение двух лет в торгах для нужд городского заказа.

Однако закон указывает только две причины, по которым поставщик может быть признан недобросовестным Федеральной антимонопольной службой: если победитель конкурса отказывается от выполнения контракта, а также в случае, если компания расторгает контракт с заказчиком. «Однако в законе ничего не говорится о том, что победитель конкурса может выполнить госзаказ некачественно или нарушить сроки его реализации», – уточнил Геннадий Дегтев. Как считает начальник управления по экономической безопасности Правительства Москвы Леонид Корсак, хотя со вступлением в силу 94-го закона традиционно закрытый рынок госзакупок стал более доступным для предпринимателей, однако отказ от этапа предквалификации имеет и свою темную сторону. «Получается, что мы не знаем, с кем имеем дело, – говорит г-н Корсак. – Недобросовестных участников особенно сложно отследить, поскольку теперь в тендерах в Москве активно участвует и иногородние, и иностранные компании».

Тендерный комитет выступает за внесение поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По словам Геннадия Дегтева, сейчас в МЭРТ совместно с тендерным комитетом столицы и ФАС занимается разработкой предложений. Поправки в ближайшие две-три недели будут направлены в рабочую группу.

Как считает Геннадий Дегтев, было бы целесообразно закрепить в законе и положение о публичности компании, которая работает на рынке госзаказов. «Следует работать только с теми, кто проводит публичную регистрацию своего предприятия, – говорит он. – Есть практика, когда имеющая определенную известность компания создает дочерние фирмы, и их уже невозможно отследить по реестру недобросовестных поставщиков». По мнению г-на Корсака, требование публичности позволит отслеживать информацию не только о юридических лицах, но об их учредителях, то есть физлицах.

Москва, как утверждает Александр Корсак, имеет опыт выявления информации о недобросовестных компаниях. В прошлом году постановлением столичного правительства было решено создать реестр деловой репутации, своего рода сводного списка всех партнеров городского правительства в работе по городскому заказу. Его составлением занимается управление по экономической безопасности. «Речь идет о накоплении объективной и документально подтвержденной информации, – говорит он. – Это делается с тем, чтобы защитить добросовестных участников от недобросовестных конкурентов». «Речь не идет о «черных» и «белых» списках», – уточнил г-н Дегтев. Список этот имеет два раздела: для тех, кто имеет незапятнанную деловую репутацию, и тех, кто не справился с заказом или некачественно его выполнил. Со временем, по словам Александра Корсака, этот реестр будет сделан публичным.

Председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев считает, что существование таких списков абсолютно оправданно. «Безусловно, те, кто работает с бюджетными деньгами, должны быть в таком реестре, – заявил он. – И вноситься в него должны не только крупные, но и малые предприятия. В первую очередь компания должна поставлять продукцию или услуги в четкие сроки, очень важно качество поставляемой продукции. Поставщики должны отчитываться за использование бюджетных денег и не завышать цену. Следует понимать, что на место недобросовестных участников всегда будут претендовать десятки компаний, которые с удовольствием будут работать на этом рынке».

Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий осторожен в своих оценках идеи введения подобных реестров. «Дело это полезное, но в то же время и опасное, – делится он своими сомнениями. – Такие попытки создания «черных списков» еще ни разу не привели к нужному результату. Следует помнить и об отсутствии нормативной базы с четким определением понятий. К подобным реестрам надо подходить очень осторожно».

 

По материалам ИА "Альянс-медиа", РБК, "Финанс"


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна