ru  28 марта 2024 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

01 декабря 2003

Проверка законности Положения о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации

Комиссией Государственной Думы по борьбе с коррупцией проверена законность Положения о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации.

СПРАВКА

В соответствии с поручением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  от 5 апреля 2001 года (протокол № 153) Комиссией Государственной Думы по борьбе с коррупцией проверена законность Положения о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации.

В результате проверки установлено:

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы» постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1272 в целях финансирования мероприятий по реализации федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов был создан Государственный фонд борьбы с преступностью и утверждено Положение о нём.   В соответствии с данным Положением средства Государственного фонда аккумулировались на специальном бюджетном счете Министерства финансов РФ в Центральном банке России, использовались по целевому назначению и выделялись решением Правительства Российской Федерации  на основе представляемых заявок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. № 498 было введено в действие новое Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью, согласно которому учет поступающих средств, а также финансирование расходов стало осуществляться федеральным казначейством на основе сводных смет расходов, подготовленных главными распорядителями средств Фонда и согласованных с Министерством финансов РФ.   *)

Формирование Фонда осуществлялось за счет процентных отчислений от средств, полученных от реализации конфискованного по решению судов и изъятого при проведении оперативно-розыскных мероприятий и признанного бесхозным имущества, взысканных по приговору судов и налагаемых за административные правонарушения штрафов, средств, взимаемых за выдачу лицензий на право продажи и приобретения оружия,  занятия частной детективной и охранной деятельностью, а также добровольных взносов и благотворительных пожертвований. 

____________________________

*)   - Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 449 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью признано утратившим силу.          

Внебюджетный Фонд развития прокуратуры Российской Федерации был создан в соответствии с п.4 ст. 52 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Данным пунктом, введенным в состав статьи Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ, предусмотрено формирование средств фонда за счет перечисления 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе прокуратуры в доход предприятий и организаций, и их использование для дополнительного финансирования материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, а также мер по социальной защите работников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 72 было утверждено Положение о Фонде развития прокуратуры РФ, которым  определялось, что «контроль за своевременностью перечисления предприятиями и организациями средств, поступивших по инициативе прокуратуры в их доход, осуществляют соответствующие прокуроры» (п.7), а «контроль за формированием и целевым использованием средств фонда осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерацией» (п.8).

         Инструкцией «О порядке использования средств Фонда развития прокуратуры РФ», разработанной начальником управления делами Генеральной прокуратуры Хапсироковым Н.Х. и утвержденной 31 января 2000 года и.о. Генерального прокурора РФ Устиновым В.В., в нарушение  закрепленной в законе   «О  прокуратуре  РФ»   нормы  была  необоснованно  расширена   сфера

применения Положения о Фонде и  пунктом 1 установлено, что «средства Фонда формируются за счет отчислений предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы».

          Там же разъяснялось, что перечислению в Фонд подлежат 10 процентов денежных средств:

а) поступающих в доход предприятий и организаций в соответствии с решениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов по удовлетворенным искам, заявленным прокурорами;

б) добровольно возмещенных физическими и юридическими лицами, причинившими предприятиям и организациям ущерб по гражданским и уголовным делам, а также по материалам, находящимся в производстве органов прокуратуры;

в) добровольно возмещенных  ответчиками по искам органов прокуратуры в судах общей юрисдикции и арбитражных судах до вынесения решения по делу.

Вместе с тем пунктом 9 Инструкции определялось, что средства Фонда, в соответствии с Генеральным разрешением Министерства финансов РФ, учитываются на текущих счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что, как усматривается, соответствующим образом характеризует существо деятельности, предусмотренной  п.4 ст.52 Закона «О  прокуратуре РФ».

В сопроводительном письме от 9 февраля 2000 г. № 10/4-180-2000, адресованном прокурорам субъектов РФ, военным и специализированным (на правах областных) прокурорам, Генеральная прокуратура информировала об утверждении Правительством РФ Положения о Фонде развития прокуратуры, рекомендовала принять к исполнению прилагаемую Инструкцию «О порядке использования средств Фонда развития прокуратуры» и обеспечить строгий контроль за своевременным поступлением денежных средств от предприятий и организаций, получивших доход по инициативе органов прокуратуры. 

Таким образом, внебюджетный Фонд развития прокуратуры фактически стал еще одним дополнительным к бюджету источником финансирования органов прокуратуры.

Однако, как следует из объяснений руководителей Генеральной прокуратуры, создание фонда развития органов прокуратуры стало следствием отсутствия у государства достаточных бюджетных средств и их источников для финансирования служебной деятельности прокуратуры и обеспечения социальной защиты ее работников (кредиторская задолженность по финансированию прокуратуры на 1 января 2001 г. составила 711.184.365 рублей).

Проанализировав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к выводу о том, что Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации и разработанная на его основе Инструкция «О порядке использования средств Фонда развития прокуратуры РФ» противоречат действующему законодательству  Российской Федерации.

Суть выявленных несоответствий заключается в следующем:

1. Образование внебюджетного Фонда развития прокуратуры противоречит вступившему в действие с 1 января 2000 г. Бюджетному кодексу РФ, которым предусматривается (ст.ст. 143-144) возможность создания вне федерального бюджета только государственных фондов, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Имеются в виду Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ.

Ссылки руководства Генеральной прокуратуры РФ (письма - б/н от 15.02.2001 г.  в адрес Сахалинской областной думы,  № 2-5/109-99 от 4.04.2001 г. в адрес Комитета Госдумы по безопасности и № 1-ГП-14-2001 от 20.04.2001 г. в адрес Комиссии по борьбе с коррупцией) на то, что бюджетное законодательство,  в частности ст. 161 БК РФ и ст. 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», якобы допускает финансирование бюджетных организаций и учреждений из любых внебюджетных источников, - несостоятельны и прямо противоречат закрепленным в данных статьях положениям. Так, в ст. 161 БК РФ определяется, что деятельность бюджетных учреждений финансируется «из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

2. Пунктом 4 ст. 52 Закона «О прокуратуре РФ», Положением о Фонде развития прокуратуры и принятой в их развитие Инструкцией на систему органов прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, фактически было возложено осуществление коммерческой деятельности по формированию Фонда развития прокуратуры, что коренным образом меняло идеологию деятельности этих органов, искажало ее суть  и  предназначение.

3.  В соответствии с п.4 ст.35 Закона «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Действующими нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РСФСР и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР не предусмотрено, чтобы за участие прокурора в процессе органы прокуратуры приобретали право на получение 10 процентов от сумм денежных средств, поступающих в доход предприятий и организаций по инициативе прокуратуры. 

Наряду с этим, процессуальным законодательством также не предусмотрена выплата  участниками процесса,  помимо судебных расходов и издержек, каких-либо денежных сумм за участие в нем  прокурора.

Таким образом, положения п.4 ст.52 Закона о прокуратуре противоречат процессуальному законодательству Российской Федерации и нарушают права участников процесса.

4. В нарушение ст.21 Закона «О прокуратуре РФ» так называемая «инициатива прокуратуры» на деле означает вмешательство этого органа в правоотношения субъектов надзора (п.7 Положения о Фонде) и приводит к подмене возложенной на прокуратуру функции надзора за исполнением законов   контрольной функцией, представляющей составную часть управленческого процесса. Указанное противоречит положениям рассматриваемого закона, которые  не дают права органам прокуратуры вмешиваться в конкретную оперативно-хозяйственную и распорядительную деятельность поднадзорных органов, организаций и должностных лиц. Кроме того, в ряде случаев данная инициатива прокуратуры сопряжена с неоправданным освобождением истца от уплаты государственной пошлины.

5. Предусмотренный п. 7 Положения о Фонде развития прокуратуры контроль за своевременностью перечисления предприятиями и организациями средств в указанный фонд  свидетельствует о закрепленном праве прокуроров на принудительное, незаконное, с использованием авторитета органов   взыскание денежных средств с предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы,  и явно выходит за пределы  полномочий, предоставленных законодательством органам прокуратуры.

6.  В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» и  Приказом Генпрокурора РФ от 24.10.1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» прокурорам предоставлено право на подачу искового заявления в защиту интересов юридических и физических лиц  в случаях ущемления государственных и общественных интересов, в первую очередь - в защиту интересов бюджетных организаций и государственных предприятий.  В соответствии с разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.06.1992 г. № 11 «О некоторых вопросах применения АПК РФ»  предъявление прокурором иска в интересах организации и гражданина-предпринимателя может иметь место лишь в тех случаях, когда ответчиком допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные интересы.

Доходы бюджетных организаций или суммы возмещаемого им при участии прокуратуры ущерба являются государственной (федеральной или муниципальной) собственностью, отчисления 10 % средств из которой, в соответствии с   п. 4 ст. 52 Закона «О прокуратуре РФ», по существу является дополнительным  бюджетным финансированием органов прокуратуры за счет ущемления финансовых интересов «защищаемых» бюджетных организаций и государства в целом.

Одновременно с этим, своим подзаконным актом (Инструкцией о порядке использования средств Фонда)  прокуратура необоснованно вышла за рамки, установленные п.4 ст.52 Закона «О прокуратуре РФ», и Положения о Фонде развития прокуратуры, фактически придав характер откровенно предпринимательской деятельности всем направлениям работы органов прокуратуры.

В частности,  ею было определено взыскание 10-процентой ставки с сумм, поступающих в доход предприятий и организаций в соответствии с решениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов по удовлетворенным искам, заявленным прокурорами; добровольно возмещенных физическими и юридическими лицами, причинившими предприятиям и организациям ущерб по гражданским и уголовным делам, а также по материалам, находящимся в производстве органов прокуратуры; добровольно возмещенных  ответчиками по искам органов прокуратуры в судах общей юрисдикции и арбитражных судах до вынесения решения по делу.

7. Бюджетное законодательство (ст. 161 БК РФ, ст. 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год») допускает  финансирование  бюджетных  организаций  и учреждений из внебюджетных источников только в том случае, если формирование и использование  внебюджетных фондов  учитываются  и  контролируются финансовыми органами на основе сметы доходов и расходов.

Указанному положению противоречит п.8 Положения о Фонде развития прокуратуры, который возлагает контроль за формированием и целевым использованием средств фонда  на Генеральную прокуратуру РФ.

Кроме того, как установлено в ходе проверки, средства указанного фонда учитываются в Минфине РФ на счетах «по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» и фактически растворены в иных целевых средствах и безвозмездных поступлениях, получаемых Генеральной прокуратурой РФ от других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц. Вследствие этого сумма в размере 319.800.000 рублей, поступившая в Фонд развития прокуратуры в течение 2000 года,  находится среди общих  доходов по этой статье, составивших за 2000 год  522.087.933 рубля (12,4% от объёма бюджетного финансирования), и реальные расходы по внебюджетному фонду не могут быть проконтролированы должным образом по представляемым Генеральной прокуратурой РФ в Минфин РФ сводным квартальным и годовым отчетам.

Таким образом, п. 4 ст. 52 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и  Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации  не соответствуют законодательству Российской Федерации, способствуют коммерциализации системы органов прокуратуры и создают широчайшие

возможности для распространения злоупотреблений и коррупции в системе ее органов.

Об изложенном проинформировать Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова.

           Комиссия Государственной Думы

                                                   Федерального Собрания  Российской Федерации 

                                                    по борьбе с коррупцией

19 июня 2001 г.



Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: