26 апреля 2024 | НацБез.Ру:
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ Оригинал страницы смотрите здесь |
||
Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией в марте 2001 года приняла к сведению материалы о фактах незаконной деятельности министра транспорта Российской Федерации Франка Сергея Оттовича.
Имеющиеся материалы свидетельствовали, что Франк С.О., будучи в 1995-1997 гг. заместителем руководителя Департамента морского транспорта Министерства транспорта России, а затем заместителем и первым заместителем министра транспорта РФ, т.е. являясь ответственным должностным лицом, в нарушение Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» незаконно принимал участие в управлении ОАО «Морской акционерный банк» (АКБ «Морбанк») и в течение указанного времени неоднократно незаконно получал от банка в качестве вознаграждения значительные финансовые средства и дорогостоящие услуги.
В ходе проведенной проверки установлено следующее:
Являясь заместителем генерального директора АО «Дальневосточное морское пароходство» (ДМП) по экономике и финансам, Франк С.О. 27 июля 1994 года был избран членом наблюдательного совета АКБ «Морбанк». После назначения на государственную должность заместителя директора Департамента морского транспорта Минтранса России (6 октября 1995 года), а затем заместителя министра (10 июля 1996 года) и первого заместителя министра транспорта Российской Федерации (2 апреля 1997 года) он, в нарушение положений ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ, продолжал оставаться председателем наблюдательного совета банка и принимать участие в управлении коммерческой организацией.
Из состава совета Франк вышел только после неоднократных требований Центробанка России (письмо № 04-34-2-1/4-1022 от 30.04.97 г.) и сделанного предупреждения об отказе в регистрации акций 6-й эмиссии АКБ «Морбанк».
- После назначения на государственную должность Франк С.О., не имевший жилплощади в г. Москве, 24 октября 1995 года заключил с гр-кой Стерлинг Т.С. договор аренды квартиры (г.Москва, ул. Делегатская, д. 16/1, кв. 69) на срок с 1 ноября 1995 года по 30 июня 1996 года (8 месяцев). В соответствии с условиями п. 4.1 договора ежемесячная арендная плата состав- ляла 500.000 рублей (здесь и далее – неденоминированные).
Одновременно с этим сторонами было подписано дополнение № 1 к данному договору, имевшее конфиденциальный характер, которым арендная плата за квартиру уточнялась и устанавливалась в размере 3.700 долларов США в месяц.
Таким образом, фактическая стоимость аренды квартиры составила 29.600 долларов США.
- В первых числах декабря 1995 года в АКБ «Морбанк» на имя Франка были открыты текущие рублевый и валютный счета.
С 1 декабря 1995 года по 31 июля 1996 года (в течение 8 месяцев) на основе ежемесячно оформлявшихся Франком заявлений-обязательств АКБ «Морбанк» зачислял на его текущий рублевый счет выдаваемые беспроцентные ссуды в рублях (от 26 млн. руб. до 29 млн. руб. в зависимости от курса доллара), эквивалентные примерно 5.500 долларам США, а начисляемые по вкладу проценты до 5 числа следующего месяца конвертировал и зачислял на валютный счет Франка.
С 1 декабря 1995 года по 30 августа 1996 года (в течение 10 месяцев) АКБ «Морбанк» на основе оформлявшихся Франком заявлений-обязательств ежемесячно выдавал ему беспроцентную ссуду в размере 40 млн. рублей. Данные средства помещались на его текущем рублевом счете, а полученные в качестве процентов суммы ежемесячно конвертировались и направлялись на валютный счет.
Как установлено, за указанный период в результате искусственно созданных банком для Франка особо льготных условий по выделению (беспроцентные ссуды) и размещению денежных средств (начисление процентов по сверхвысоким ставкам) проценты по счетам составили 29.848 долларов США (около 146 млн. рублей) и 77.780 тыс. рублей (около 16 тыс. долларов США).
- В марте 1996 года Франк, являясь должностным лицом, занимающим государственную должность, и используя свое служебное положение в корыстных целях, оказал содействие АКБ «Морбанк» в заключении на выгодных условиях с ГП «Моринрасчет» (подведомственное Минтрансу России государственное предприятие) договора о комплексном обслуживании по операциям с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), согласно которому в управление банку сроком на 1 год были незаконно (см. отчет Счетной палаты) переданы являющиеся государственной собственностью облигации номинальной стоимостью 10,5 млн. долларов США с последующим равным распределением прибыли.
- 15 марта 1996 года АКБ «Морбанк» на основании заявления Франка С.О. от 14.03.96 г. выдал ему как председателю наблюдательного совета сроком на 1 год новую беспроцентную ссуду в размере 380.640.000 рублей (эквивалентна 78.000 долларов США) для приобретения квартиры в г. Москве.
- В сентябре 1996 года Франк С.О. по договору купли-продажи приобрел у АКБ «Морбанк» за 366.475.000 рублей квартиру (г.Москва, ул. Долгоруковская, д. 40, кв. 82) общей площадью 91,9 кв. метра, жилой площадью 52,1 кв. метра. В счет оплаты Франк в тот же день перевел со своих счетов в АКБ «Морбанк» денежные средства в сумме 100.527.343 рублей (со счета № 900735877 - 43.277.778 руб., со счета № 900735849 - 45.961.111 руб., со счета № 120711207 - 11.333.454 руб.) и в период с 10 по 14 сентября 1996 года внес наличными 265.902.657 рублей.
Как установлено, указанная квартира была приобретена АКБ «Морбанк» 20 марта 1996 года у ЗАО «Эксодин» за 346.700.000 рублей (включая НДС). При этом дополнительные расходы банка составили: по перерегистрации прав собственности - 19.525.000 руб. (счет Мосприватизации № 148 от 20.03.96 г.), за услуги нотариуса - 5.200.500 руб. (№ 7-81 реестра), за выполнение работ по поиску квартиры фирме ООО «Еврострой РК» по договору б\н от 27.03.96 г. – 32.484.140 руб., по договору на ремонт квартиры от 09.04.1996 г. с ТОО «Панорама» - 29.454.000 руб., квартирная плата за апрель - август 1996 года - 635.048 руб. (квитанция ДЭЗ Т.У. «Тверское» отд. № 9), Миусскому телефонному узлу за установку телефона - 4.080.000 руб.
Таким образом, совокупные расходы АКБ «Морбанк» на приобретение, оформление, ремонт и обустройство вышеуказанной квартиры составили 438.078.688 руб., а финансовые потери, связанные с продажей квартиры Франку, - 71.603.688 руб.
- Также выяснено, что АКБ «Морбанк» в указанный период оказывал Франку и другие платные услуги:
а) приобрел и с ноября 1995 года по декабрь 1996 года оплачивал его расходы по пользованию телефоном мобильной связи на сумму около 10 тыс. долларов США;
б) приобрел автомашину ГАЗ-31029 (госномер в 241 ен 77) и с декабря 1995 года по январь 1997 года оплачивал содержание водителя, эксплуатацию и техническое обслуживание машины – всего на сумму 33.563.839 рублей;
в) оплатил ремонт, приобретение мебели и оборудования для служебного кабинета – всего на сумму более 100 млн. рублей.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание наличие в действиях Франка С.О. признаков ряда должностных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией 29 марта 2001 года направила материалы по этим и другим фактам в Генеральную прокуратуру РФ для проведения проверки.
При этом Комиссией было обращено внимание Генеральной прокуратуры на то, что, во-первых, предоставление банком денежных средств и оказание дорогостоящих услуг во всех рассмотренных случаях имели сугубо целевую направленность и потому пришлись не на период избрания Франка в наблюдательный совет «Морбанка» или последующее полуторагодичное вхождение в его состав в качестве представителя АО "ДМП", а именно на момент назначения на ответственную государственную должность, занимая которую Франк получал возможность с использованием своего служебного положения существенно влиять на деятельность банка и оказывать ему содействие в этом, во-вторых, все услуги оказывались банком исключительно за счет собственных ресурсов, т.е. использования средств вкладчиков и акционеров, в-третьих, все предоставленные банком услуги, даже как члену либо председателю наблюдательного совета, изначально носили незаконный характер, поскольку осуществлялись в нарушение положений ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в-четвертых, являясь коммерческой организацией, основой деятельности которой является извлечение прибыли, банк во всех перечисленных случаях осознанно шел на существенные финансовые издержки, в-пятых, об исключительности данной ситуации и крайней заинтересованности банка в поддержании деловых отношений с Франком свидетельствовало и то, что все эти непродуктивные с коммерческой точки зрения расходы осуществлялись в период, когда действовали принятые общим собранием акционеров решения о «замораживании» выплаты дивидендов и направлении этих средств на развитие банка.
Из поступившего в Государственную Думу 5 июля 2001 года ответа (исх. № 7\7-72-99) первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С. следовало, что все содержавшиеся в материалах Комиссии факты при проверке нашли подтверждение. Однако объективной правовой оценки действиям Франка, как должностного лица, в нем не содержалось; события трактовались и оценивались совершенно произвольно, без привязки к конкретным фактам и обстоятельствам и, тем более, без соотнесения с действующими нормами УК РФ. По своему содержанию ответ свидетельствовал о поверхностности проверки и явной поспешности в выводах или же о недобросовестном отношении работников прокуратуры к исполнению своих служебных обязанностей.
Об указанном, в частности, свидетельствуют следующие содержащиеся в нем выводы:
а) "предприятия морского транспорта, являющиеся акционерами ОАО «Морбанк», в соответствии с решениями общих собраний действительно с 1995 года не получают дивиденды по итогам работы за год, а направляют их на развитие банка. В связи с этим оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется";
б) "после назначения 6 октября 1995 года заместителем директора Департамента морского транспорта Минтранса России Франк, в нарушение ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», не вышел из состава наблюдательного совета банка и продолжал состоять в нем еще около полутора лет. Но, поскольку в 1997 году это нарушение закона было устранено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется";
в) "Государственное унитарное предприятие «Моринрасчет» 19 марта 1996 года с согласия Франка действительно заключило с «Морбанком» договор о комплексном обслуживании по операциям с облигациями государственного внутреннего валютного займа. Нарушений законодательства при этом не допущено";
г) "по результатам проверки сведений о получении Франком ссуд, приобретения квартиры, ремонте служебного кабинета, пользовании мобильным телефоном и автомобилем Генеральной прокуратурой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ст.5 УПК РСФСР за отсутствием в действиях Франка состава преступления".
Одновременно с этим Бирюков Ю.С. счел необходимым обозначить свою личную позицию по данному вопросу и поставил Комиссию в известность о том, что "оснований для отмены принятого решения не имеется".
Помимо отмеченных недостатков, Генеральной прокуратурой РФ по невыясненным причинам вовсе не были приняты во внимание и исследованы на наличие причинно-следственной связи получение Франком от АКБ "Морбанк" значительных денежных средств и услуг и степень его участия (содействие), как председателя наблюдательного совета банка и одновременно ответственного должностного лица Минтранса России, в осуществлении в интересах "Морбанка" следующих финансовых операций:
- в решении в 1997 году вопроса об осуществлении 6-й эмиссии акций "Морбанка" и последующем незаконном вложении бюджетных средств (без согласия на то собственника в лице государства) подведомственными Министерству транспорта РФ государственными учреждениями и предприятиями (ГУ МАП Новороссийска, Туапсе и др. портов, ГП "Моринрасчет" и "Арктическое морское пароходство") в приобретение пакетов акций АКБ "Морбанк", всего более 58%;
- при проведении АКБ "Морбанк" 5-й и 6-й эмиссий на основе представленных в ЦБ РФ для регистрации заведомо подложных документов о правовом положении подведомственных Минтрансу России государственных учреждений (ГУ) и предприятий (ГП), в которых они были поименованы, соответственно, как государственные унитарные предприятия (ГУП) и государственные предприятия с правом хозяйственной деятельности.
В связи с очевидной неполнотой проведенной проверки и необъективностью выводов 30 июля 2001 года Комиссия по борьбе с коррупцией направила новый запрос в Генеральную прокуратуру РФ о представлении в Государственную Думу для изучения материалов проводившейся проверки или итоговой справки, послужившей основанием для сделанных прокуратурой выводов.
12 сентября 2001 года в Комиссию за подписью первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С. поступил ответ (№ 7\7-72-99 от 6.09.2001 г.), содержавший аналогичные прежним выводы и аргументацию.
Одновременно с этим прокуратурой была представлена копия постановления от 15.05.2001 г. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении министра транспорта РФ Франка С.О., текст которого оказался идентичен тексту ответов Бирюкова Ю.С. от 5 июля и 6 сентября 2001 года.
25 сентября 2001 года на заседании Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией были рассмотрены результаты проведенной проверки материалов в отношении министра транспорта Российской Федерации Франка С.О. Было признано, что Генеральная прокуратура РФ не выполнила возложенные на нее задачи и функции, уклонилась от дачи объективной правовой оценки по установленным фактам неоднократного незаконного получения государственным чиновником высокого ранга вознаграждений в виде значительных денежных средств и дорогостоящих услуг от коммерческой структуры, представляющих, по мнению Комиссии, завуалированные взятки. Принято решение рассматривать поступивший ответ прокуратуры в качестве промежуточного, вернуться к обсуждению данного вопроса в ходе предстоящего на одном из очередных заседаний заслушивания руководства Генеральной прокуратуры РФ.
Вопрос о работе Генеральной прокуратуры по проверке материалов Комиссии в отношении министра путей сообщения РФ Аксененко Н.Е., министра транспорта РФ Франка С.О., бывшего заместителя министра финансов РФ Вавилова А.П. и других лиц был рассмотрен на заседании 18 декабря 2001 года с участием и.о. первого заместителя Генерального прокурора РФ Симученкова В.В. и ряда начальников управлений Генеральной прокуратуры. В соответствии с принятым решением с января 2002 года специально созданная группа опытных прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ во взаимодействии с членами Комиссии приступит к проверке законности и обоснованности ранее принятых решений.
О результатах данной работы и сделанных выводах Государственная Дума будет проинформирована дополнительно.
Комиссия Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по борьбе с коррупцией