ru  28 марта 2024 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

26 марта 2008

Во что обойдутся игры в Сочи

            Семен Михайлович Вайншток, ныне возглавляющий госкорпорацию «Олимпстрой», - имеет большой опыт освоения государственных средств. Руководя «Транснефтью», он сумел почти в три раза увеличить затраты на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Похоже, в Сочи готовится к реализации такая же схема. Выступая недавно на «правительственном часе», С. Вайншток сообщил, что денег потребуется значительно больше, чем предполагалось. Насколько больше, господин Вайншток пока не прикидывал. Но, зная способности бывшего главы «Транснефти», можно предположить, что это будет астрономическая сумма.

            Не смог назвать сумму расходов и глава Минрегиона Дмитрий Козак. По его словам, объем финансирования на сооружение спортивных объектов для проведения Олимпиады-2014 в Сочи полностью будет определен до конца 2008 года. «Мы подходим к этому вопросу весьма осторожно и боимся прогнозировать какие-либо суммы», — пояснил Козак. По его информации, в настоящее время в рамках соответствующей федерально-целевой программы на подготовку к Олимпиаде предусмотрено порядка 156 млрд рублей. Но эта цифра, похоже, будет расти. Причем значительно. И, прежде всего, из-за стоимости земли.

            Она в Сочи уже «золотая». Не ниже, а, может быть, и выше по ценам, чем в Москве. Во всяком случае, только на выкуп площадей, необходимых для олимпийских объектов, по экспертным оценкам, потребуется 82 млрд рублей. В реальности сумма будет куда значительнее, поскольку государству придется иметь дело не с рядовыми горожанами, а с многочисленными спекулянтами, успевшими скупить немало участков, хотя многие из них появились в Сочи, что называется, «к шапочному разбору». На сегодня три тысячи самых дорогих участков, которые необходимо будет изъять для строительства, определены, и у каждого есть уверенный в своих барышах хозяин.

            До появления корпорации «Олимпстрой» экологи не видели в разворачивающейся стройке ничего угрожающего для природы, но сразу после назначения С. Вайншока подняли страшный шум. Сначала их обеспокоил бобслей. «Мы не спорим со строительством других объектов, кроме санно-бобслейной трассы на территории Кавказского заповедника, но, по нашему убеждению, такое строительство должно проводиться без изъятия земель особо охраняемых природных территорий. Земли должны оставаться в составе национальных парков», - заявил руководитель Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин. Потом число «экологических» объектов выросло. Теперь список включал еще горнолыжный комплекс, горно-олимпийскую деревню и второй биатлонный комплекс. Попытки договориться и даже прикрикнуть, как это сделал Сергей Степашин, ни к чему не привели. «Зеленые» нажаловались в ЮНЕСКО, а те пообещали подать в суд на Олимпийский комитет с тем, чтобы Россию лишили права проведения Олимпийских игр.

            В Министерстве регионального развития забеспокоились и, дабы не случилось международного скандала, решили перенести объекты в другое место. Выбор «этого места», естественно, является прерогативой госкорпорации «Олимпстрой» и непосредственно ее руководителя Семена Михайловича Вайнштока. Ситуация тем более пикантная, что именно корпорация подбирает полтора десятка оценщиков, которые займутся анализом стоимости земельных участков и находящейся на них недвижимости.

В общем, объекты решено переносить. Значит, стоимость их строительства изменится. Естественно, что не в сторону уменьшения. И хотя Семен Михайлович уверял депутатов Госдумы, что никаких дополнительных средств не понадобится, бюджет корпорации неизбежно придется увеличивать. Причем, надо полагать, не в последний раз, но чего не сделаешь, когда когда речь идет о престиже государства.

            Развертывающаяся сочинская эпопея вызывает стойкое ощущение дежавю. Примерно все так и происходило, когда по требованию экологов нефтепровод, который строил господин Вайншток в Восточной Сибири, стали отодвигать подальше от Байкала. Понятно, не считая миллиардных затрат и попутного окончательного «закапывания» проекта транспортников, предлагавших перевозить нефть по железной дороге.

            Специалисты все определеннее склоняются к выводу, что в проекте ВСТО освоение государственных средств было главной задачей. Трубу строили ради трубы или точнее ради интересов «Транснефти» и ее руководителя. Бывший министр, а ныне председатель Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник высказался тогда об этой стройке так: «Если пригласить сейчас любую иностранную аудиторскую компанию, она не насчитает в этом регионе более 550 миллионов тонн разведанных извлекаемых запасов. Для нефтепровода мощностью 80 миллионов тонн в год это ничтожно мало». Другими словами, нефти хватает на семь лет работы трубы, а такие дорогостоящие проекты не могут рассчитываться менее чем на полвека. Однако господин Вайншток упорно утверждал, что трубопровод окупится за 10-12 лет.

            У ведущего специалиста нашей страны по транспортировке нефти и газа академика РАЕН Александра Арбатова на этот счет было другое мнение. «Сам трубопровод от Тайшета до Сковородино стоит 6,5 миллиардов долларов, - объяснял он. - Эксперты Минприроды рассчитали три сценария обеспечения его сырьем: минимальный – 30 млн. тонн нефти в год, средний вариант – 50 млн. тонн и максимальный, который «Транснефть» всюду «озвучивает», – 80 млн. тонн в год. Так вот, для минимального сценария на геологоразведку нужно потратить 8 миллиардов долларов, для среднего – 19 миллиардов, а для максимальной загрузки требуется 40 миллиардов долларов. И это только на геологоразведку, что составляет меньшую часть расходов на освоение месторождений».

            То есть предстояло еще потратить 40 миллиардов, чтобы «Транснефть» окупила свои 6,5 млрд. И на этом «запланированные потери» не заканчиваются. Прекращение поставок нефти по железной дороге грозит потерей работы для тысяч людей. Между тем, министр транспорта РФ Игорь Левитин заверял, что железная дорога способна переправлять в восточном направлении до 55 млн. тонн нефти. При этом если объем перевозок достиг хотя бы 40 млн. тонн, ОАО «РЖД» готово было предоставить льготный тариф для экспорта нефти в Китай - 28 долларов за тонну. «Транснефть» в будущем нефтепроводе собирается брать по 47 долларов за тонну, «на весь период до возвращения кредитов за строительство».

            В любом случае получается, что ближайшие 15 лет возить нефть по железной дороге будет выгоднее. Пятикратное увеличение железнодорожных перевозок (до 55 млн. тонн в год) потребует лишь модернизации нескольких наливных пунктов и прокладки вторых путей на некоторых участках, на что понадобится от одного до полутора млрд. долларов, то есть в пять раз меньше, чем запрашивал Вайншток на трубу. К тому же недогруз мощностей нефтепровода – это всегда убытки, а железная дорога всегда может переключиться на другие грузы. И, наконец, Россия несет огромные потери экспортной выручки на западных нефтепроводах, смешивая в трубах легкую западносибирскую нефть с тяжелой и сернистой волго-уральской. Транспортируя нефть на восток по «железке», мы могли бы избежать смешения сортов и продавать наиболее ценные сорта отечественной нефти по более высокой цене. Но поскольку корпорация на 75% принадлежит государству, она могла позволить себе следовать известному принципу подобных компаний – «приватизация прибыли, национализация затрат».

            А ведь господин Вайншток был, конечно, извещен о письме иркутских ученых, в котором они предупреждали: «В мировой практике нет опыта действующих нефтепроводов при сейсмичности 10 и более баллов; не существует соответствующих СНИПов. Представленные в проекте технические решения не только противоречат российскому законодательству, но и приведут к гарантированным регулярным крупным авариям». Авариям, между прочим, в районе Байкала, что будет равнозначно катастрофе планетарного масштаба. Это уже не потерянные миллиарды. Это – невосполнимо.

            Надо отдать должное господину Вайнштоку, он всегда был мастером многоходовок, умудряясь извлекать пользу из заведомого проигрыша. И когда президент Владимир Путин настоял на переносе трассы в обход Байкала, Семен Михайлович только развел руками. Но потом под распоряжение президента «вдруг» возникла цифра 12,5 млрд долларов, которые государство должно было заплатить «Транснефти». А через несколько месяцев была озвучена еще большая сумма – 17 миллиардов. Необходимость ее выделения «Транснефти» не проверяли никакие комиссии, никакие экспертизы. Кстати, несмотря на такие серьезные финансовые вливания трубопровод пока далек от завершения. Новый руководитель корпорации Николай Токарев недавно рассказал, что «на отдельных участках трассы есть отставание» на три-четыре месяца.

            Однако это уже забота господина Токарева, а Семен Михайлович теперь осваивает новые миллиарды государственных денег в Сочи, похоже, по той же накатанной схеме. На сочинской стройплощадке становится все больше тумана, в котором неимоверно сложно что-либо разглядеть. В том числе и людей, в чьих интересах сделать Олимпиаду-2014 самой дорогостоящей в истории.



Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: