ru  29 марта 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Справка по результатам проверки законности действий работников Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации при осуществлении лицензирования туроператорской и турагентской деятельности

Решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2002 года (протокол № 301) Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией поручено «проверить факты злоупотреблений, коррупции чиновников Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации при осуществлении лицензирования туроператорской и турагентской деятельности».

 В ходе проведенной проверки установлено:

1. В части правового регулирования деятельности по осуществлению услуг в сфере туризма.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 25 декабря 1993 года № 1343, утвердившим «Положение о лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации», устанавливалось, что «международная туристская деятельность, связанная с обслуживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации и российских граждан за пределами Российской Федерации, осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых Комитетом Российской Федерации по туризму» (ст.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в качестве органа, уполномоченного на лицензирование международной туристской деятельности, определялся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года № 1222 было признано утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства РФ от 25 декабря 1993 года № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации» и утверждено новое «Положение о лицензировании международной туристической деятельности».

Данным Положением международная туристическая деятельность определялась как «прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж» (ст.2).

В Положении указывалось, что органом, уполномоченным на лицензирование международной туристической деятельности, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (ст. 3).

Предусматривалось право Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму передавать полномочия по лицензированию международной туристической деятельности соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.4).

Устанавливался максимальный срок действия лицензий (3 года) и определялось, что его продление производится в порядке, установленном для её получения (ст.12).

В качестве обязательных условий действия лицензии указывались наличие у лицензиата собственного или арендованного служебного помещения; наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристическое образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет и т.п. (ст.15).

 

Указанным Положением (ст.3) были внесены противоречия, связанные с различным наименованием вида лицензируемой деятельности: введенным им «туристическая» и примененным в действующем до настоящего времени и неизмененном в этой части постановлении Правительства РФ от 24.12.94 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - «туристская».

Кроме того, закрепление в статье 3 Положения наименования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на лицензирование туристской деятельности, также обусловило возникновение правовых противоречий, связанных с последующими преобразованиями и переименованиями этого органа: с августа 1994 года – Государственный комитет по физической культуре и туризму, с 25 мая 1999 года – Российское агентство по физической культуре и туризму, с 6 июня 1999 года – Министерство по физической культуре, спорту и туризму, с 17 мая 2000 года – Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, с 21 декабря 2000 года - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были определены принципы государственной политики и государственного регулирования данного вида деятельности.

Даны определения основных использованных в законе понятий, в том числе:

а) туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

б) туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии;

в) турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии;

г) туристский продукт – право на тур (комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию и т.п.), предназначенный для реализации туристу (ст.1).

 Законом устанавливалось обязательное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности и сертификация туристского продукта, а также определялось, что порядок лицензирования туристской деятельности устанавливается законодательством Российской Федерации (ст.5).

 

С принятием Федерального закона от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и законодательном закреплении в качестве самостоятельных направлений туроператорской и турагентской деятельности их лицензирование предполагалось осуществлять на основе действовавшего «Положения о лицензировании международной туристической деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.95 г. № 1222.

С учетом этого представляется, что осуществлявшееся в последующем уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лицензирование турагентской и туроператорской деятельности в форме международной туристической деятельности, в целом не противоречило закону и нуждалось лишь в ее конкретизации по видам, что в полной мере обеспечило бы нормальное функционирование этой сферы деятельности.

Принятым 25 сентября 1998 года Федеральным законом № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливались (ст.9) основные лицензионные требования и условия, и предусматривалось, что перечень дополнительных условий и требований должен предусматриваться положениями о лицензировании конкретного вида деятельности.

Определялось (ст.8), что срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет.

Вместе с тем, в Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст.17), отсутствовали указания на туроператорскую, турагентскую и международную туристическую деятельность.

Данным законом предусматривалось (ч.1 ст.19), что с момента его вступления в силу «указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону».

Одновременно с этим указывалось (ч.2 ст.19), что «виды деятельности, не включенные в статью 17 настоящего Федерального закона, осуществляются со дня его вступления в силу без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности производится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

 

Из изложенного следует, что предусмотренные законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туроператорская и турагентская деятельность и Постановлением Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12.12.1995 г. № 1222 международная туристическая деятельность, подлежали лицензированию независимо друг от друга в соответствии с принятым законом от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, существовавшие с 1995 года противоречия в области лицензирования туристской деятельности данным законом так и не были устранены. Указанное проявилось в том числе и в содержании лицензий, выдававшихся уполномоченным на то государственным органом с октября 1998 года и «де-факто» подтверждавшим право на осуществление международной туристической деятельности (прямо не предусмотренной законом) как одного из ее видов.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (п.3) было образовано Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) России с передачей ему ряда функций упраздняемых и преобразуемых ведомств, в том числе Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, ранее уполномоченного органа по лицензированию туристской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2000 года № 488 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», принятым в соответствии с Указом Президента РФ № 867, на Минэкономразвития РФ (п.1) было возложено государственное управление и межотраслевая координация в сфере туризма.

В соответствии с ним (п. 6) Минэкономразвития РФ были переданы зарубежные представительства преобразуемого Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму. С целью реализации вышеуказанных задач в составе Минэкономразвития РФ был создан Департамент туризма.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года № 990 утверждено Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, которым в числе иных возложенных на Министерство задач предусматривалась координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области туризма.

Кроме того, на Минэкономразвития РФ возлагалось:

- осуществление в установленном порядке лицензирования отдельных видов деятельности в пределах своей компетенции;

- разработка и утверждение в установленном порядке нормативов и отраслевых стандартов в сфере туризма, осуществление контроля за их соблюдением;

- совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации товаров и услуг, разработка международных и отечественных норм и правил в сфере туризма;

- оказание организационной и методической помощи органам управления туризмом субъектов Российской Федерации.

11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с чем одноименный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ утратил силу.

Статьей 5 нового закона был определен исчерпывающий перечень полномочий Правительства РФ при осуществлении лицензирования (утверждает положения о лицензировании; определяет уполномоченные на лицензирование федеральные органы власти; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов РФ и т.д.).

Статьей 6 - перечень полномочий лицензирующих органов и одновременно определялось, что аннулирование лицензии, т.е. прекращение её действия, может быть применено лицензирующим органом в единственном случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 закона, – при неуплате лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Статьей 8 - установлен срок действия лицензии, который не мог быть менее пяти лет.

Статьей 11 - перечень случаев, при которых требуется переоформление лицензиатом документа, подтверждающего наличие лицензии (преобразование юридического лица, изменение его наименования или места его нахождения, либо изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утрата документа, подтверждающего наличие лицензии).

Статьей 17 в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, были введены туроператорская и турагентская деятельность, определенные законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 18 закона устанавливалось прекращение лицензирования всех иных видов деятельности, не указанных в статье 17.

 

Таким образом, в соответствии с данным законом с 11 февраля 2002 года были законодательно прекращены мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, в том числе в отношении международной туристической деятельности.

Однако закон не прекращал действия лицензий, в том числе на международную туристическую деятельность, в установленном порядке полученных ранее, из чего следует, что эти лицензии должны были действовать до истечения указанного в них срока.

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности», принятым в соответствии с законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ, были утверждены Положения о лицензировании этих видов деятельности.

Пунктом 2 названного постановления определялось, что «лицензии на осуществление международной туристической деятельности, полученные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, действуют в отношении международной туроператорской и турагентской деятельности согласно указанному в них сроку, но не дольше 10 апреля 2002 года, и подлежат переоформлению в соответствии с настоящим Положением».

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 года № 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 года № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности».

Однако данным постановлением не был решен вопрос в отношении постановления Правительства РФ от 24.12.94 г. № 1418, предусматривающего лицензирование международной туристической деятельности.

В целом новый порядок лицензирования услуг в области туризма, введенный Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95, характеризуется следующими особенностями:

- В отличие от существовавшей ранее системы лицензирования единой международной туристической деятельности, осуществлявшейся на равных началах уполномоченными на то органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов федерации, был введен порядок раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности.

При этом на Минэкономразвития России были возложены функции оформления и выдачи лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность на всей территории Российской Федерации, а на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации только лицензирование турагентской деятельности.

- В соответствии с новым порядком максимальный срок действия лицензий увеличен с трех до пяти лет.

- Введено обязательное требование по минимальному количеству штатных работников фирм, осуществляющих туроператорскую деятельность (не менее семи человек).

- Ужесточены требования к профессиональной подготовке работников турфирм (вместо не менее одного работника, имеющего специальное туристическое образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет, в штате, не менее 30% сотрудников, имеющих специальное туристическое образование, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет в компании-туроператоре и не менее 20% сотрудников, имеющих специальное туристическое образование, либо стаж работы в туризме не менее 3 лет - в компании-турагенте).

Таким образом, анализ принятых нормативно-правовых актов свидетельствует, что установление новых правил и условий лицензирования деятельности в сфере оказания туристических услуг осуществлено в пределах полномочий, предоставленных Минэкономразвития России в соответствии со ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ и п.1, п/п 3 п.3, п/п 38 и 151-154 п.7 Положения о Минэкономразвития России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 .

И после вступления в силу закона РФ от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлений Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 95 и от 8.05.2002 г. № 302, существовавшие с 1995 года правовые несоответствия не были полностью устранены.

Кроме того, требования п.2 постановления Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 95 в части ограничения срока действия ранее выданных лицензий и принудительного проведения их переоформления не основаны на законе, противоречат Конституции РФ и нарушают законные права и интересы.

2. О сложившемся положении на рынке предоставления туристических услуг после введения новых правил лицензирования

Из материалов многочисленных обращений в Государственную Думу, публикаций и заявлений в средствах массовой информации следует:

- Из выступления вице-президента Парламентской Ассамблеи Совета Европы В.В. Сударенкова на заседании Совета Федерации ФС РФ от 20.07.2001 г., посвященном утверждению Закона «О лицензировании» №128-ФЗ -

«Политика централизации в области лицензирования туроператорской деятельности скорее всего приведет к гибели значительной части представителей малого туристического бизнеса в регионах России. В результате принятая система лицензирования подорвет основы цивилизованного развития туризма в целом по стране».

- Из обращений вице-мэра Москвы В.П. Шанцева к Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н. Селезневу и Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову, январь 2002 г. -

«Многократно затруднена процедура выдачи лицензий в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Для их получения туристские фирмы со всей России вынуждены неоднократно приезжать в Москву. Несколько сотрудников Министерства не в состоянии заменить существующую в регионах систему лицензирования и контроля за работой турфирм».

- Из письма Председателя Московской городской думы В.М.Платонова Мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову № 8-22-2664/2 от 8.04.2002 г.-

«Согласно Постановлению Правительства РФ № 95 турфирмы вправе требовать переоформления действующих лицензий на осуществление международного туризма. В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней (оплата – 100 рублей). Вместо этого чиновники Минэкономразвития обязали турфирмы получать новые лицензии, на что требуется 60 дней и 1300 рублей.

В связи с поздним вступлением в силу Постановления Правительства № 95 (28.02.2002) турфирмы не имели такого срока ни для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями, ни для получения новых лицензий. В результате созданы условия для возникновения коррупции».

- Из телевизионной программы «Российские тайны. Расследование ТВЦ» от 3.04.2002 г., сюжет «Бизнес без правил» и публикации «Горячая точка», газета «Туринфо» № 14, от 9-16.04. 2002 г. -

«В Москве получить лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность без проблем можно только при помощи юридических фирм, как представляется, тесно связанных и взаимодействующих с чиновниками Департамента туризма Минэкономразвития РФ. По разным оценкам, число их не превышает пяти. Наиболее известным является «Юридическое агентство «PERSONA GRATA», имеющая свои отделения в г.г. Москве и С.-Петербурге.

Зачастую эти юридические фирмы сами выходят на соискателей, подавших документы в Департамент туризма. Имели место случаи, когда представители этих фирм дозванивались до соискателей лицензий на Дальний Восток и, заявляя о своей принадлежности к структуре Минэкономразвития РФ (!), предлагали за соответствующую плату устранить откуда-то ставшие известными им недостатки и недоработки сданных в Департамент туризма Министерства документов, а также оказать содействие в сокращении сроков получения лицензии.

Журналисты, позвонив в несколько таких фирм, выяснили, что их услуги по оформлению операторской лицензии стоят 80-200 долларов США, агентской – 80-100 долларов США, обеих сразу – 160-250 долларов США. Стоимость получения сертификата соответствия туристического продукта условиям безопасности – 150 долларов США. Сократить процесс рассмотрения документов с двух месяцев до одного стоит вдвое дороже. Ускоренное оформление лицензии (за 10 дней) обойдётся туристической фирме в 350 долларов США.

Представители подавляющего большинства туристических фирм, обратившиеся в Государственную Думу, не без оснований полагают, что чиновниками Департамента туризма Минэкономразвития РФ были искусственно созданы условия, заставляющие соискателей прибегать к процедуре платных услуг по оформлению документов для получения лицензий, обращаясь к помощи юридических фирм, в том числе:

а) наличие в Департаменте только одного телефонного номера на всю страну, по которому только в течение рабочего времени производилась запись на прием и консультации;

б) сложность с записью на прием;

в) организация приема документов для оформления лицензий только в строго определенные часы 2-3 раза в неделю;

г) необходимость для региональных туроператоров неоднократно приезжать в Москву для доведения документов до состояния готовности;

д) прямые рекомендации сотрудников Департамента по использованию конкретных юридических фирм для оказания помощи в получении лицензий, после чего лицензии оформляются без задержки;

е) отсутствие четких критериев в определении услуг «по формированию туристского продукта». Это неминуемо приводит к осуществлению туроператорской деятельности на основании турагентской лицензии (т.е. формально, к нарушению закона) или необходимости получения двух лицензий, а также к очевидному чиновничьему субъективизму при осуществлении контроля за деятельностью турфирм».

- Из интервью первого вице-президента Национальной академии туризма Вильяма Азара, газета «Финансовая Россия» № 14, от 18-24 апреля 2002 г. -

«Насильственная монополизация бьет по экономическим основам нашего туристического бизнеса, и делается это грубо, в интересах сращенного с бюрократией капитала. Туризм, как и любая отрасль хозяйства, должен строиться на сочетании малого и крупного бизнеса».

- Из интервью председателя комитета по туризму Торгово-Промышленной Палаты РФ М.М.Маринина, журнал «Российский эксперт» № 10, 2002 г.-

«В этом году усилия заместителя Министра Стржалковского были направлены преимущественно на структурирование туристического рынка т.е. на введение раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, но на практике сие деяние сразу же вылилось в применение санкций против ряда известных турфирм, являющихся конкурентами турфирмы «Нева», которая ранее возглавлялась тем же г-ном Стржалковским.

Участники совещания «Проблемы развития туризма (лицензирование)», представляющие около 600 компаний и общественных организаций сферы туризма РФ (состоявшегося 18.01.02 г. в мэрии г. Москвы), так же выделили как первопричину негативных процессов в сфере российского туризма проблему лоббирования чиновниками, руководящими Минэкономразвития РФ и Департаментом туризма, интересов туристических фирм, руководителями которых они являлись до недавнего времени».

- журнал «Горячая линия. Туризм», № 4(37), 2003 г.-

«Новый порядок лицензирования введен в пользу крупных столичных турфирм, организующих въездной и выездной туризм и считающихся ведущими туроператорами. Это объясняется тем, что у многих руководителей Минэкономразвития РФ и Департамента туризма имеются в Москве и Санкт-Петербурге опекаемые ими или принадлежащие им собственные туроператорские фирмы. В частности, заместитель министра, курирующий сферу туризма, В.И. Стржалковский в 1999 г. был назначен на государственную должность с поста директора ныне процветающей туристической фирмы «Нева», г. Санкт-Петербург; заместитель директора Департамента туризма Сорокин ранее руководил туристической фирмой «Рас-Travel». Данные турфирмы по сведениям газеты «Туринфо» (март 2002 г.) получили новые лицензии в числе первых 10 компаний.

Турфирме «Нева» (единственной из действующих в Санкт-Петербурге турфирм) совместно с 3-мя крупными московскими турфирмами «Академсервис-ДМС», «KMP group» и «Интурист» поручено обслуживание официальных делегаций, прибывающих на празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга».

Кроме того, в обращениях в Государственную Думу руководителями региональных лицензирующих органов и туристических фирм указывалось, что «новые лицензионные условия в части минимально разрешенного количества штатных работников, осуществляющих туроператорскую деятельность (не менее семи человек), не отвечают возможностям и интересам большинства средних и малых региональных туристических фирм. Например, на Дальнем Востоке туризм ярко выражен как сезонный. В основном это связано с климатическими и природными условиями. Там культивируется приключенческий, круизный, экологический, спортивный, рыболовный, этнографический виды туризма. Местные туристические фирмы, в течение сезона организующие и обеспечивающие эти виды туризма, как правило, состоят из профессионалов численностью не более 3-5 человек. В новых условиях туроператорские фирмы, вынужденные набирать штатную численность не менее 7 человек, одновременно получили трудноразрешимую проблему, связанную с трудоустройством своих сотрудников на период межсезонья».

 2. Причины и мотивы изменения законодательной базы лицензирования туристской деятельности

Из ответов руководителей Министерства экономического развития и торговли России следует:

- министра экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефа от 30 апреля 2002 года №1634-П -

«…Практика работы туристского рынка показала необходимость корректировки существующего Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в основном касающейся обновления понятийного аппарата, внесения новых важных положений по повышению ответственности туроператоров перед потребителями за счет введения финансовых гарантий, по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, а также исключения ряда лишних положений, потерявших свою актуальность.

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» исправило недоработку Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрев переходный период, необходимый для выдачи новых лицензий, и установило, что лицензии на осуществление международной туристской деятельности, полученные до принятия данного постановления, действуют в отношении международной туроператорской и турагентской деятельности до 10 апреля 2002 года.

Департамент туризма Минэкономразвития России ознакомил туристские компании с проектом положений через средства массовой информации в ноябре 2001 года и начал предварительный прием документов от туристских компаний на выдачу новых лицензий с 24 декабря 2001 года. После 10 февраля 2002 года были подписаны соглашения о делегировании полномочий на лицензирование турагентской деятельности с руководством администраций регионов, желающих вести эту работу, которые сегодня активно проводят лицензирование…

К 22 апреля 2002 года только Минэкономразвития России были подписаны приказы о выдаче 5600 лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность, а количество выданных в регионах лицензий на турагентскую деятельность составляет более 1800. В настоящее время средние сроки рассмотрения поданных документов составляют около двух недель. Все компании, подавшие документы до 1 апреля 2002 года и имеющие законные основания для работы в турбизнесе в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Положениями, уже получили право на осуществление туроператорской или турагентской деятельности.

Лицензии на международную туристскую деятельность не могут быть действительны для осуществления турагентской и туроператорской деятельности до окончания срока их действия в связи с тем, что они не предусматривают деятельность по внутреннему туризму и не отвечают требованиям, предусматриваемым в новых Положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.

…Следует подчеркнуть, что в Минэкономразвития России до настоящего времени не поступало конкретных обращений или жалоб от туристских компаний относительно сложностей с получением новых лицензий».

 

- заместителя министра экономического развития и торговли РФ Стржалковского В.И. в интервью газете «Коммерсант-Ъ» -

«…Введение механизма финансовых гарантий деятельности туроператорских компаний сегодня необходимо. В качестве механизма может быть выбрано: внесение банковского депозита, банковское поручительство на определенную сумму денег или же страхование ответственности туроператора. Однако подчеркиваю, что все это пока проекты, которые в настоящее время дискутируются.

Уже ведется работа над поправками к действующему закону «Об основах туристической деятельности», которые включают финансовые гарантии деятельности туроператоров. Я считаю, что затягивать их принятие нельзя. Чем быстрее появится определенность, тем лучше для туротрасли. Однако аппаратная работа, в ходе которой каждое заинтересованное ведомство вносит свои предложения по проекту, сильно замедляет процесс.

Мы лишь стремимся к тому, чтобы туроператорством занимались профессионалы. Туроператор – это организатор серьезных программ, способный бронировать блоки мест в зарубежных гостиницах и отправлять за границу собственные чартерные рейсы. Фирма, в которой работают два или три человека, вряд ли способна делать это на высоком профессиональном уровне. Раздельное лицензирование должно ускорить совершенно естественный для туристического рынка процесс разделения труда: тот, кто способен заниматься туроператорской работой, получает соответствующую лицензию, кто не способен – берет агентскую.

Мы хотим проверить организации, которые намерены получить туроператорскую лицензию, на соответствие лицензионным требованиям. В развитых странах количество операторов и агентов соотносится как 1:20. У нас в Департамент туризма поступило около 4 тысяч заявок на получение агентских лицензий и примерно 1,5 тысячи – на получение операторских. Думаю, что со временем раздельное лицензирование поможет выработке правильной структуры рынка. В дальнейшем мы планируем рассмотреть вопрос о передаче полномочий по выдаче операторских лицензий на места региональным туристическим администрациям».

В итоге, новые порядок и условия лицензирования туристской деятельности, по заверениям их авторов, должны были повысить ответственность руководителей туристических фирм, улучшить качество предоставляемых услуг, предотвратить попадание на рынок случайных лиц и фирм-однодневок.

По мнению подавляющего большинства участников туристического рынка, получилось наоборот: отвечающим этим высоким требованиям региональным фирмам путь по существу оказался закрыт, а нежелательные и по всем критериям не соответствующие этим нормам турфирмы проникают на рынок с помощью близких Департаменту туризма юридических фирм.

 Указанное, как представляется, является подтверждением того, что новый порядок лицензирования направлен по существу не на улучшение качества обслуживания туристов, а на передел российского туристического рынка в интересах ряда компаний, которым, по убеждению большинства участников этого рынка, лоббируют руководители Минэкономразвития и чиновники Департамента туризма.

В ходе проверки органами прокуратуры изложенные в обращениях факты не нашли своего подтверждения.

В частности, как следует из ответа первого заместителя Генерального прокурора РФ Ю.С. Бирюкова от 28 июня 2002 года № 7\3-2405-2002, -

«…Вопрос о правомерности пункта 2 постановления Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 95 исследовался Верховным Судом РФ, которым было установлено, что согласно п.2 ст.18 ФЗ от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование видов деятельности, не указанных в этом законе, прекращается со дня вступления его в силу. Международная туристическая деятельность в законе не указана, следовательно, срок действия лицензий прекращен законом, а не оспариваемым постановлением. Решением суда от 23.05.2002 г. в жалобе заявителю отказано. Данное решение Верховного Суда РФ является законным, оснований для его опротестования нет.

(Фактически. Решением Верховного Суда РФ по делу № ГКПИ 2001-1207,1238, 1262 от 18.10.2001 г. было определено, что «перечень оснований для аннулирования лицензии, приведенный в ст.13 ФЗ от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является исчерпывающим и не содержит такого основания аннулирования лицензии как – принятие Правительством РФ соответствующего постановления»).

Установлено, что подавляющее число туристических фирм, обратившихся за выдачей лицензий, в настоящее время их получили. Министерством к 15.05.2002 г. рассмотрены лицензионные дела и приняты решения о выдаче лицензий 6.362 соискателям. 117 соискателям в выдаче лицензий отказано в связи с несоответствием лицензионным требованиям. Нарушений сроков принятия решений о представлении или отказе в выдаче лицензий не выявлено.

…Генеральной прокуратурой РФ проведена проверка в Департаменте туризма Минэкономразвития России. В результате выявлены нарушения при осуществлении Департаментом контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, ведении федерального реестра лицензий, подписании соглашений о передаче органам исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий. В связи с этим Генеральной прокуратурой РФ в Минэкономразвития России внесено представление об устранении допущенных нарушений закона. Рассмотрение представления контролируется Генеральной прокуратурой».

4. Относительно деятельности туристической фирмы «Нева» в Финляндии в 1995-1999 гг.

Комиссией проверены поступившие материалы, из которых усматривается, что «гражданка Финляндии Наталья Окса, будучи представителем турфирмы «Нева», в 1995-1999 гг. сотрудничала со Стржалковским В.И. (с 1989 года по 1999 год являлся генеральным директором туристической фирмы «Нева», г.Санкт-Петербург), организовав в Финляндии сеть учреждений для занятия проституцией, куда по линии турфирмы «Нева» направлялись женщины по турпутевкам из г. Санкт-Петербурга.

За данную деятельность Н. Окса была осуждена в Финляндии, а руководителю турфирмы «Нева» Стржалковскому В.И. было отказано во въезде в эту страну. Об этом финской стороной было направлено официальное представление Председателю комитета по туризму и санаторно-курортным учреждениям мэрии С.-Петербурга Надирову».

Аналогичные материалы были опубликованы также в средствах массовой информации («Агентство политических новостей» от 15.08.2002 г. и 19.09.2002 г.; газете «Версия» № 38 от 30.09-6.10.2002 г., передачах «Момент истины», ТВЦ, эфир от 15.12.2002 г. и программе финской телекомпании «MON»).

На запрос Комиссии поступил ответ № 7\3-2635-2002 от 21.10.2002 г. за подписью заместителя Генпрокурора РФ В.В.Колмогорова, из которого следовало, что «по информации Комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга, представлений органов государственной власти Финляндии по фактам незаконной деятельности названной туристической фирмы не поступало».

Из полученных материалов, в частности, из протокола Судебного заседания № 633 Уездного суда г. Коувола (Финляндия) от 16 декабря 1998 года по делу «О сводничестве» усматривается.

В числе ответчиков по возбужденному финским судом 1 сентября 1998 года делу «за организацию открыто практикуемой проституции приезжавшими в мотель из России женщинами» были привлечены представитель фирмы «Нева» ОКСА Наталия (АО «Scan-Boss Ab», Хельсинки) и сотрудник фирмы «Нева» ТИМРАЛИЕВ Сергей, Санкт-Петербург.

Время инкриминируемого деяния - с начала 1996 г. до 9.10.1997 г.; место деяния – населенные пункты Валкеале и Лапинярви (Финляндия).

В ходе следствия установлены и отмечены в обвинительном заключении следующие обстоятельства -

«Н.Окса, руководитель АО «Scan Boss Ab», кандидат в члены правления и сотрудник, отвечавший за деятельность турфирмы ЗАО «Нева» в Финляндии, и Тимралиев, помощник генерального директора турфирмы ЗАО «Нева» (в то время - Стржалковского В.И.), организатор поездок в мотель Валкеала и гостиницу Лапинярви, содержали помещения для занятий проституцией. Это выражалось в том, что оба, зная о занятиях проституцией женщинами, приезжавшими из России, организовывали эти поездки, размещали женщин в указанных выше помещениях и, таким образом, допускали занятие проституцией в мотеле и гостинице.

Тимралиев находился в тесном сотрудничестве с АО «Scan-Boss Ab», т.к. генеральный директор турфирмы «Нева» (Стржалковский В.И.) являлся одним из двух действительных членов правления АО «Scan-Boss Ab». Он владел половиной акций этой компании.

Турфирма «Нева» поставляла клиентуру в мотель Валкеала (начиная с октября 1995 года и до конца августа 1997 года) и в гостиницу Лапинярви (до 9 октября 1997 года) регулярно два раза в неделю, по понедельникам и четвергам. По четвергам в Валкеалу и Лапинярви прибывал, как минимум, один автобус с молодыми женщинами, которые открыто занимались проституцией, т.е. за деньги в указанных местах предоставляли сексуальные услуги находившимся там с определенной целью или оказавшимся по случаю мужчинам. Услуга стоила 300 марок за час. За вечер и ночь у каждой было не менее трех клиентов. Отвечая за поездки в Валкеалу и Лапинярви и, как помощник директора турфирмы, арендуя гостиничные номера, Тимралиев организовывал эти поездки. Он знал о проституции и, со своей стороны, дозволял заниматься ею в помещениях, арендуемых фирмой, и предоставлял, таким образом, комнаты для этих целей».

В процессе судебного разбирательства данные факты нашли подтверждение и были отражены в судебном решении следующим образом -

«Проститутки приезжали в мотель Валкеала, как правило, в четверг, но были поездки и в понедельник, и в другие дни недели. Женщины по собственной инициативе обращались в турфирму «Нева» и покупали поездку, как все. На поездку записывалось 40-50 человек, из них, по оценке свидетелей, лишь 10-15 могли приобрести ее. Все комнаты заранее распределялись еще в Петербурге, так как стоимость номера в мотеле составляла 40 долларов, а в самом здании 45 долларов за поездку. По традиции руководителю поездки преподносились небольшие подарки.

Большая часть девушек приезжала в Валкеалу по каналу фирмы «Нева». В турах принимал участие лишь определенный круг лиц, за некоторыми девушками были даже закреплены домики в Валкеале. Для того чтобы попасть в поездку, надо было преподнести подарок. Такой порядок в России является общепринятым. Подарки преподносились лицам, занимавшимся продажей поездок. В качестве руководителя группу сопровождала женщина, которой также делался подарок.

Из представленных ответчиком Тимралиевым документов по маркетингу турфирмы, буклетов, газетных реклам следует, что фирма «Нева», пользуясь только собственными рекламными объявлениями, в год продает около 18000 поездок. Судом усматривается, что в фирме «Нева» есть структура, позволяющая организовать поездки проституток.

Вместе с тем, исходя из требования принципа законности, следует, что Тимралиев не несет уголовной ответственности за деяние другого лица. Уездный суд считает, что поведение Тимралиева не содержит состав преступления, определяемым законом, и отклоняет обвинение.

Деятельность Оксы в рамках турфирмы «Нева» ограничивалась приготовлением виз для туристов по заранее предоставленным спискам (до этого фирма «Нева» получала туристические визы в генеральном консульстве Финляндии в России). Кроме того, Окса выполняла некоторые практические мероприятия, а также была уполномоченным представителем фирмы «Нева» на торговых переговорах.

Представленные обвинением материалы не указывают на то, что Окса хотела или, исходя из состава преступления, содержала комнаты для лиц, занимавшихся проституцией. Поскольку расследование не выявило никаких данных о подготовке Оксой помещений с определенной целью, уездный суд не усматривает никаких четких доказательств по ее обвинению в сводничестве и отклоняет обвинение».

5. О передаче Стржалковским В.И. представителю турфирмы «Нева» в Финляндии гражданке Финляндии Наталье Окса объектов недвижимости, принадлежащих Минспорта РФ.

Как установлено, в оперативном управлении Министерства по физической культуре, спорту и туризму России по состоянию на 2000 год находились четыре квартиры в г. Хельсинки, в которых размещалось представительство Минспорта России в Финляндии.

Приказом Минспорта России от 17.05.2000 г. № 324-а, подписанным заместителем министра Стржалковским В.И., был освобожден от занимаемой должности руководителя представительства в Финляндии Костяев Н.П. и назначена на эту должность на общественных началах Окса Н. Этим же приказом Костяеву Н.П. было предписано к 10.06.2000 г. передать Оксе Н. движимое и недвижимое имущество представительства.

Актом, утвержденным Стржалковским В.И. 5.06.2000 г., Костяев Н.П. передал Оксе Н. на ответственное хранение и управление, включая все финансовые обязательства, движимое и недвижимое имущество представительства в Финляндии.

19.03.2002 г. в соответствии с актом все федеральное недвижимое имущество за рубежом, находящееся в оперативном управлении Госкомспорта (ранее – Минспорта) России, включая квартиры в Финляндии, было передано на баланс ФГУП «Госзагрансобственность» Управления делами Президента Российской Федерации.

Таким образом, квартиры представительства Минспорта (затем Госкомспорта) России в Финляндии с 10 июня 2000 года до 19 марта 2002 года находились в пользовании гражданки Финляндии Н.Окса, являвшейся одновременно руководителем турфирмы АО «Scan Boss Ab» и сотрудником, отвечавшим за деятельность туристической фирмы «Нева» в Финляндии.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: Постановлением Правительства РФ от 5.07.2000 г. № 488 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» (п.6) на Минэкономразвития РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложено «государственное управление и межотраслевая координация в сфере туризма» (ч.6 п.1), а все зарубежные представительства преобразуемого Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму в соответствии с пунктом 6 данного постановления должны быть переданы Минэкономразвития РФ, а не гражданке Финляндии Н.Окса).

Вместе с тем на запрос Комиссии о правомерности указанных выше действий Генпрокуратура РФ в своем ответе № 7\3-2635-2002 от 21.10.2002 г. за подписью заместителя Генпрокурора РФ В.В.Колмогорова сообщила, что «При таких обстоятельствах нарушений действующего законодательства со стороны Стржалковского В.И. не усматривается… Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется». 

 Рабочая группа Комиссии ГД по борьбе с коррупцией

20 мая 2003 года


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна