ru  23 августа 2019 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Справка о проверке фактов, связанных с отстранением от должности президента ОАО «НГК «Славнефть» М.С. Гуцериева и избранием Ю.Е. Суханова

В соответствии с решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 мая 2002 года (протокол № 305) Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией поручено «проверить факты, содержащие признаки противоправных действий и коррупционных правонарушений, указанные в многочисленных публикациях средств массовой информации в отношении представленной кандидатуры на должность Президента нефтегазовой компании «Славнефть», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 512-р от 17.04.02 г., и мотивировки принятия этого решения».

 В ходе проведенной проверки установлено:

Открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть» (ОАО «НГК «Славнефть») было создано на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 июля 1993 года и Учредительного договора от 27 июня 1994 года.

Учредитель компании от имени Российской Федерации – Госкомимущество России.

Общество зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26 августа (свидетельство № 033.50) и 21 октября 1994 года Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России (свидетельство № 4297.21).

Уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» сформирован путем внесения закрепленных в федеральной собственности пакетов акций (по 38 %) семи российских акционерных обществ («Мегионнефтегазгеология», «Ярославнефтепродукт», «Ивановонефтепродукт», «Костроманефтепродукт», «Мегионнефтепродукт», «Ярославнефтеоргсинтез», «Ярославский НПЗ им. Менделеева»), а также 45,5% акций ОАО «Мегионнефтегаз» и 32,57 % акций АО «Мозырский НПЗ» (Республика Беларусь).

В результате уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» составил 4.567.443.000 рублей, из которых доля Российской Федерации – 86,32 %, а доля Республики Беларусь – 13,68 %.

 I. 16 апреля 2002 года группой депутатов Государственной Думы в связи с проводимыми Правительством Российской Федерации так называемыми мероприятиями по совершенствованию деятельности ОАО «НГК «Славнефть» и сложившейся в ней, по их оценке, системе причинения государству ущерба путем умышленного занижения цен на экспортируемые нефтепродукты в адрес министра внутренних дел РФ Грызлова Б.В. было направлено письмо с просьбой проверить факты заключения и исполнения НГК «Славнефть» контрактов на поставку нефти и нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья и принять установленные меры по привлечению к ответственности виновных лиц.

17 апреля 2002 года, Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым было подписано распоряжение № 512-р, которым определялось:

1. Принять предложение Минимущества России и Минэнерго России о выдвижении кандидатуры вице-президента ОАО «НГК «Славнефть» г. Москва Суханова Ю.Е. для назначения единоличным исполнительным органом – президентом акционерного общества.

 2. Назначить первого заместителя Минимущества России представителем акционера – Российской Федерации для участия во внеочередном общем собрании акционеров ОАО «НГК «Славнефть».

3. Минимуществу России обеспечить назначение Суханова Ю.Е. в установленном порядке на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «НГК «Славнефть» президентом этого акционерного общества и выдать соответствующие директивы представителям Российской Федерации в Совете директоров ОАО «НГК «Славнефть» и Медведеву Ю.Н.

Из появившихся уже на следующий день и в последующем публикаций средств массовой информации следовало:

 а) Н. Савченко, «Сухановский след «Славнефти», «РОССIЯ», № 70 от 18 апреля 2002 года - «… По данным парламентариев, из-за искусственного занижения ОАО «НГК «Славнефть» цены экспортируемой нефти и нефтепродуктов государство, владеющее пакетом в 86,32 процента акций «Славнефти», ежегодно теряет десятки миллионов долларов в виде выведенных за границу активов компании и неуплаченных в бюджет налогов.

 В прошлом году проверкой этой нефтегазовой компании занималась Счетная палата Российской Федерации. Выяснилось, что экспорт нефти и нефтепродуктов строится по «серым» схемам, не оставляющим шансов государству как главному акционеру компании осуществлять контроль за валютными операциями. Весь объем нефти, предназначенный на экспорт в дальнее зарубежье, «Славнефть» «прокачивала» через свою дочернюю структуру в Бельгии – фирму «Slavneft Belgium N.V.», созданную еще в июле 1997 года. Поставки осуществлялись со значительными скидками, что резко занижало стоимость экспортируемого товара по сравнению с реальной рыночной ценой на нефть. Так, проверяющие установили, что по контракту № 643\00064537\90-014 от 29.09.99 г. между ОАО «НГК «Славнефть» и АО «Славнефть-Бельгия» скидка была произвольно установлена на уровне 6,9 доллара за баррель. В результате «Славнефть», а вместе с ней и государство только на одной сделке потеряли 13,5 млн. долларов. Подписавший этот контракт вице-президент «Славнефти» по коммерции Юрий Суханов мотивировал такую щедрость «изменившейся ситуацией на мировом рынке». Однако соответствующих расчетов и обоснований столь значительных скидок аудиторы от г-на Суханова так и не дождались. Тем временем было выявлено множество других подобных же сделок, которые оборачивались для госказны потерями в 7,5 доллара с каждой метрической тонны экспортного товара. По данным М. Бесхмельницына, только за 1999-2000 годы таких сделок с убытком для бюджета через руки Суханова прошло целых 16!

 Когда проверяющие пошли по экспортной цепочке ОАО «НГК «Славнефть», выяснилось, что АО «Славнефть-Бельгия» - вовсе не последнее ее звено. Оказалось, эта дочерняя фирма российско-белорусской госкомпании согласно отлаженной схеме реализовывала приобретенную со значительными скидками нефть другому зарубежному посреднику – «Сибнефть Ойл Трейд». Конечно же, с минимальной наценкой. После этого следовала продажа товара реальным покупателям («Шелл», «Бритиш Петролеум, «Аполло») уже по рыночным ценам. В чьих карманах оседала многомиллионная выручка, догадаться нетрудно: львиная доля оставалась на зарубежных счетах аффилированной структуры «Сибнефти»;

 б) Н. Михайлов, «Славнефть» прибирают к рукам «чукотские», «Московская правда» от 23 апреля 2002 года«…Несмотря на то, что правительство согласилось с инициативой Мингосимущества предложить в качестве кандидатуры на пост президента ОАО «НГК «Славнефть» ее нынешнего вице-президента по коммерции Юрия Суханова, новое кадровое назначение остается под большим вопросом. Белорусская сторона, владеющая по межправительственному договору от 1993 года частью акционерного пакета «Славнефти», не считает кандидатуру Суханова приемлемой.

 Особенно настораживает настойчивое желание пролоббировать Суханова со стороны премьер-министра.

 Дело не только во вскрытых в прошлом году Счетной палатой РФ фактах умышленного нанесения ущерба государственным интересам двух стран экспортными контрактами «Славнефти», за которые отвечал Суханов. Хотя и эти факты вполне могли бы потянуть на уголовное дело. Достаточно сказать, что созданные при участии вице-президента Суханова схемы увода финансовых активов «Славнефти» и ухода от налогов привели, по данным аудитора Михаила Бесхмельницына, к потерям для госказны в десятки миллионов долларов. Выяснилось, что все экспортные контракты «Славнефти» проводились через ее дочернюю фирму «Славнефть-Бельгия», а далее замыкались на еще одну посредническую компанию – «Сибнефть Ойл трейд», на счетах которой и оседали многомиллионные суммы, образовавшиеся за счет необоснованных скидок от продавца.

 Дальше – больше. Выяснилось, что «серая» схема, построенная Сухановым, очень похожа на ту, что применялась ранее компанией Романа Абрамовича. Эту схему еще в сентябре 2000 года обнаружили сотрудники управления Министерства налогов и сборов по Омской области, где зарегистрирована «Сибнефть». Налоговики решили выяснить, почему огромная и богатая нефтяная империя так мало платит в бюджет (2,7% от прибыли вместо положенных 30%). Итогом расследования стало уголовное дело по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов), которым заинтересовались Генпрокуратура и финансовые структуры правительства РФ. Далее выяснилось, что «Сибнефть» уходила от налогов с помощью хитроумной комбинации, связанной с отправкой нефти через другие компании, оформляя при этом липовые путевые документы»;

 в) А. Фамусов, «Плюс нефтефикация… Или чем может обернуться выдвижение кандидатуры Юрия Суханова в президенты «Славнефти», «Московский комсомолец» от 24 апреля 2002 года«Недавнее решение российского правительства о смене руководства нефтяной государственной компании «Славнефть» может иметь самые неожиданные последствия для его инициаторов. Дело в том, что Михаил Касьянов подписал распоряжение об одобрении на пост президента НГК кандидатуры Юрия Суханова. Прежде всего, это распоряжение идет вразрез с планом реорганизации компании, утвержденной президентом Путиным, согласно которому возглавить ее должен был человек не из структуры «Славнефти». Суханов является вице-президентом НГК, да к тому же выходец из «Сибнефти», то есть человек Романа Абрамовича, что плохо согласуется с президентским тезисом о равноудаленности олигархов.

 Кроме того, Счетная палата РФ в результате проверки в «Славнефти» выявила немало нарушений в области экспорта нефтепродуктов. Курирует же, как известно, в компании продажу мазута и дизельного топлива за рубеж как раз Юрий Суханов. Поэтому его кандидатура настороженно воспринимается различными властными структурами».

 г) С. Корнилов, «Славнефть»: выберут ли президента?», «Московская правда» от 25 апреля 2002 года«Еще задолго до 13 мая, когда собрание акционеров ОАО «НГК «Славнефть» должно лишить руководящего поста нынешнего президента компании Михаила Гуцериева и выбрать нового ее главу, разгорелись ожесточенные подковерные борьба и интриги с целью поставить на это место своего человека. Место «золотое», учитывая, что события вокруг «Славнефти», по словам депутата Госдумы Алексея Митрофанова, «конечно, связаны с предстоящей приватизацией компании».

II. По мере приближения даты проведения внеочередного отчётно-перевыборного собрания ОАО «НГК «Славнефть», намеченного на 13 мая 2002 года, на котором Правительством РФ планировалось избрать президентом компании Ю.Е. Суханова, сторонами были развязаны активные действия с использованием судебных органов.

Так, 29 апреля 2002 года Орджоникидзевским районным судом г. Уфы был выдан исполнительный лист, в соответствии с которым ЗАО «Сервис-Реестр», филиалу ЗАО в г. Москве, ОАО «НГК «Славнефть», Совету директоров и президенту ОАО «НГК «Славнефть», а также иным лицам запрещалось совершать любые действия, направленные на подготовку внеочередного общего собрания акционеров ОАО «НГК «Славнефть», назначенного на 13.05.02 г.

Наряду с этим, 8 мая 2002 года в Дзержинский районный суд г. Волгограда от имени жителя Псковской области, акционера компании Сафарова З.В. поступила жалоба о признании незаконными действий ЗАО «Сервис-Реестр» и Совета директоров ОАО «НГК «Славнефть» и настаивавшего на безусловном проведении 13 мая 2002 года отчетно-перевыборного собрания. Одновременно с жалобой в суд было подано ходатайство о принятии мер по её обеспечению.

В тот же день определением суда данная жалоба была принята к производству федеральным судьей Логиновой В.В. и назначена к слушанию в судебное заседание на 16 мая 2002 года.

Одновременно с этим 8 мая 2002 года судом было рассмотрено и удовлетворено ходатайство об обеспечении заявленной Сафаровым жалобы. Копии соответствующего определения с 14-ю исполнительными листами были направлены для исполнения в службу судебных приставов г. Москвы, а также в ЗАО «Сервис-Реестр» и ОАО «НГК «Славнефть», что и обеспечило проведение в г. Москве 13 мая 2002 года общего собрания акционеров, прекратившего полномочия М.С. Гуцериева и избравшего президентом Суханова Ю.Е.

С учетом этого 16 мая 2002 года по заявлению представителя Сафарова назначенное к слушанию гражданское дело было судом прекращено производством.

Помимо названных исполнительных листов в указанный период времени в Службу судебных приставов г. Москвы поступили еще 13 исполнительных листов неимущественного характера по тому же вопросу.

 В том числе:

 а) 3 исполнительных листа, выданных Дорогомиловским судом г. Москвы 20 мая 2002 года, -

 - о запрете президенту ОАО «НГК «Славнефть» Гуцериеву М.С. передавать дела и должность единоличного исполнительного органа Суханову Ю.Е.;

 - о запрете Суханову Ю.Е. исполнять решение внеочередного общего собрания акционеров от 13.05.02 г., принимать дела и осуществлять полномочия президента ОАО «НГК «Славнефть»;

 - о запрете Председателю Совета директоров и Совету директоров ОАО «НГК «Славнефть» расторгать трудовой договор с президентом ОАО Гуцериевым М.С. и заключать трудовой договор о приеме на работу на должность президента Общества с Сухановым Ю.Е.;

 б) 2 исполнительных листа, выданные Орджоникидзевским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан 30.05.2002 г. и Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга 3.06.2002 г.,-

 - о запрете ОАО «НГК «Славнефть», Совету директоров, председателю Совета директоров, президенту ОАО «НГК «Славнефть» и иным лицам исполнять решение внеочередного общего собрания акционеров Общества от 13.05.02 г.;

 - о запрете органам управления ОАО «НГК «Славнефть» как избранным (назначенным) на внеочередном общем собрании акционеров Общества 13.05.02 г., так и избранным (назначенным) ранее 13.05.02 г., а равно должностным лицам ОАО «НГК «Славнефть» любыми действиями прямо или косвенно препятствовать исполнению решений внеочередного общего собрания акционеров ОАО «НГК «Славнефть» от 13.05.02 г.;

 г) 8 исполнительных листов, выданных Ангарским городским судом Иркутской области 4.06.2002 г., -

- о запрете Барановскому А.И. исполнять обязанности первого Вице-президента ОАО «НГК «Славнефть»;

- о запрете филиалу ЗАО «Сервис-Реестр» чинить препятствия Суханову Ю.Е. в исполнении обязанностей президента ОАО «НГК «Славнефть»;

- о запрете Совету директоров ОАО «НГК «Славнефть» чинить препятствия Суханову Ю.Е. в исполнении обязанностей президента ОАО;

- о запрете ОАО «НГК «Славнефть» чинить препятствия Суханову Ю.Е. в исполнении обязанностей президента ОАО;

- о запрете Председателю совета директоров ОАО «НГК «Славнефть», бывшему президенту ОАО Гуцериеву М.С. чинить препятствия Суханову Ю.Е. в исполнении обязанностей президента ОАО;

- о запрете акционерам ОАО «НГК «Славнефть» чинить препятствия Суханову Ю.Е. в исполнении обязанностей президента ОАО

III. Как следует из материалов Счетной палаты РФ, в ходе проведенной проверки эффективности и целесообразности использования федеральной собственности ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» в 1999 году и первом полугодии 2000 года были выявлены многочисленные нарушения, допущенные руководством ОАО «НГК «Славнефть» и его президентом М.С. Гуцериевым.

 В частности:

 - 26 сентября 1997 года Советом директоров ОАО «НГК «Славнефть» принято решение об учреждении ЗАО «Славнефть-Трейд» (Республика Ингушетия), а 4 декабря 1998 года – ЗАО «Славнефть-Маркет» (г. Мегион Тюменская обл.) со 100% долей участия в каждом из них ОАО «НГК «Славнефть».

 В нарушение Указа Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» вопрос об учреждении дочерних обществ не был согласован представителями государства в органах управления ОАО «НГК «Славнефть» с федеральными органами исполнительной власти или РФФИ, от имени которого они действуют, в связи с чем данные сделки в соответствии с нормами гражданского права являются ничтожными.

 - 22 июня 1999 года учреждено ЗАО «Славнефть-Мегион». Учредители – ЗАО «Славнефть-Маркет» (66,7 % уставного капитала общества) и ЗАО «Славнефть-Трейд» (33,3% уставного капитала). Данное решение было принято в нарушение действующего законодательства и уставных положений учредителей. Подписание протокола учредительного собрания генеральными директорами обществ-учредителей без соответствующих полномочий, предоставленных на то их собственником – ОАО «НГК «Славнефть», является незаконным, а сама сделка по учреждению ЗАО «Славнефть-Мегион» ничтожной и в соответствии со ст.167 ГК РФ не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. Имущество и доходы, полученные от деятельности ЗАО «Славнефть-Мегион», должны быть возвращены учредителям, т.е. ОАО «НГК «Славнефть».

- 26 января 2000 года учреждено ООО «Славнефть-Трейд». Учредители – ЗАО «Славнефть-Трейд» (95% уставного капитала) и ЗАО «Славнефть-Мегион» (5% капитала). Данная сделка является ничтожной, поскольку такое решение могло быть принято только на общем собрании акционеров, а не генеральным директором ЗАО «Славнефть-Трейд», присвоившим его полномочия.

Кроме того, учреждение ЗАО «Славнефть-Трейд» и «Славнефть-Мегион» было осуществлено с нарушением закона, в связи с чем все их последующие действия носят признаки недействительности совершаемых сделок.

- Превысив предоставленные полномочия, Гуцериев своим решением утвердил вторую редакцию Устава ЗАО «Славнефть-Трейд» и отменил прежнюю, утвержденную 6 марта 2000 года Советом директоров ОАО «НГК «Славнефть».

Подобные неединичные единоличные решения, касающиеся вопросов утверждения редакций уставов дочерних обществ, внесения изменений и дополнений в их уставы, а также утверждения отчетов прибылей и убытков и начисления дивидендов на долю участия ОАО «НГК «Славнефть» в дочерних обществах, принимались Гуцериевым в нарушение закона. В результате этого создавались условия для возможного вывода активов и прибыли ОАО «НГК «Славнефть» и нанесения ущерба государству, как крупнейшему акционеру этого общества.

Так, на основании решений Гуцериева и старшего вице-президента ОАО «НГК «Славнефть» Хачатурова Д.Э. от 30 июня 2000 года при утверждении годовых отчетов по итогам производственной деятельности за 1999 год, бухгалтерского баланса, а также прибылей и убытков дочерних предприятий были выведены из активов Компании 2.338,6 млн. рублей нераспределенной прибыли ЗАО «Славнефть-Трейд» и 1.240,4 млн. руб. нераспределенной прибыли ЗАО «Славнефть-Маркет». Кроме того, в связи с пересмотром ранее принятого решения о начислении годовых дивидендов из активов были выведены еще более 1,24 млрд. руб., чем нарушены права государства как крупнейшего акционера.

- В июле 1999 года ОАО «НГК «Славнефть» в нарушение ст.65 ФЗ «Об акционерных обществах» и Указа Президента РФ № 1200 от 10.06.1994 г., без рассмотрения Советом директоров, приобрело у ООО «Эко-Пром-Альянс» для осуществления оптовой торговли нефтью ЗАО «Лидер». В нарушение п.п. 14 и 15 Устава ЗАО и ст.47 ФЗ «Об акционерных обществах» утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков ЗАО были произведены единолично Гуцериевым, которым на выплату годовых дивидендов по акциям направлен 1% нераспределенной прибыли, в результате чего более 3 млрд. руб. выведено из активов ОАО «НГК «Славнефть» и нарушены права акционеров.

- В 1997 году на основании решений Совета директоров ОАО «НГК «Славнефть» на территории Швейцарии была создана компания «Славнефть Холдинг АГ» со 100% участием ОАО «НГК «Славнефть». В состав ее Совета директоров вошли должностные лица ОАО «НГК «Славнефть» Гуцериев М.С., Хачатуров Д.Э., Халилов И.А.

В том же году в Бельгии зарегистрирована компания «Славнефть-Бельгия Н.В.» со 100% участием «Славнефть Холдинг АГ». В состав Совета директоров вошли руководители ОАО «НГК «Славнефть» Гуцериев М.С., Халилов И.А., Перевалов Д.С. и Воронин А.Ю.

Как отмечено в Акте Счетной палаты РФ, деятельность ОАО НГК «Славнефть» в 1999-2000 гг. осуществлялась в условиях благоприятной конъюнктуры мировых цен. Поставки нефти в дальнее зарубежье занимали 65,6% всего экспортного объема и 31,3% всего объема поставок.

Вместе с тем, в нарушение приказа Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112 сводная бухгалтерская отчетность ОАО «НГК «Славнефть» формировалась без учета показателей ряда дочерних и зависимых акционерных обществ, в том числе зарубежных, что не давало акционерам Компании достоверного и полного представления о финансовом состоянии и результатах ее работы. Налоги минимизировались за счет участия в схемах поставок дочерних обществ, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения.

Заключенные между ОАО «НГК «Славнефть» и «Славнефть-Бельгия Н.В.» контракты в соответствии со ст.81 ФЗ «Об акционерных обществах» следует рассматривать как заинтересованную сделку и с учетом допущенных нарушений ст.83 данного федерального закона их следует признать недействительными, что повлечет возврат доходов, полученных «Славнефть-Бельгия Н.В.» и увеличение доходов государства, как крупнейшего акционера ОАО «НГК «Славнефть».

Из данных материалов также следует, что для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и регулирования ценовой политики дочерних акционерных обществ в ОАО «НГК «Славнефть» была создана Комиссия по ценовой политике, основными задачами которой являлись изучение и анализ конъюнктуры рынка, разработка и утверждение корпоративных цен на нефть.

Проведенный Счетной палатой РФ анализ доходов и расходов выявил, что корпоративные цены, устанавливаемые ОАО «НГК «Славнефть», были существенно ниже рыночных. В ряде экспортных контрактов выявлены случаи предоставления Компанией скидок без достаточных обоснований и расчетов.

Так, по контракту № 643\00064537\90-014 от 29.09.99 г. с АО «Славнефть Бельгия» скидка, отражающая конъюнктуру рынка, не должна была превышать 3,5 доллара за баррель. Однако дополнением от 26.06.00 г. к контракту скидка была установлена в размере 4 долларов, а дополнением от 1.07.00 г. увеличена до 6,9 доллара за баррель с мотивировкой о якобы изменившейся ситуации на мировом рынке. Вместе с тем никаких расчетов в обоснование почти двукратного увеличения скидки Компанией представлено не было.

В ходе анализа грузовых таможенных деклараций и внешнеторговых контрактов, предъявленных ОАО «НГК «Славнефть» в ходе таможенного оформления, установлены факты занижения цен на экспортную нефть, поставлявшуюся в соответствии с Соглашениями между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины о сотрудничестве в развитии ТЭК, от сложившегося уровня цен на мировом рынке.

Значительное отклонение цен на экспортную нефть в сторону уменьшения установлено в 16 случаях по 84 грузовым таможенным декларациям (ГТД), которое составило 30-40 % от уровня цен на мировом рынке. Указанные поставки осуществлялись в соответствии с Соглашениями между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины о сотрудничестве в развитии топливно-энергетическиого комплекса (ТЭК).

Использовавшиеся ОАО «НГК «Славнефть» сложные схемы поставок нефти и нефтепродуктов от производителей до конечных потребителей с участием многочисленных посредников (дочерние и аффилированные акционерные общества, прочие сторонние организации), приводили к дополнительным расходам, децентрализации и непрозрачности товарных и финансовых потоков.

Кроме того, Счетной палатой РФ отмечено, что ОАО «НГК «Славнефть» не предпринималось мер по получению от дебиторов, просроченной более 2-х лет задолженности на общую сумму 250,3 млн. руб. При этом просроченная задолженность по данным бухгалтерской отчетности не соответствовала фактической и была занижена почти в 8 раз. По данным бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность по крупным дебиторам была занижена на 1.205,6 млн. руб.

Акционерам ОАО «НГК «Славнефть» по итогам работы за 1999 год был представлен годовой отчет, в котором балансовая и чистая прибыль Компании были занижены и не соответствовали данным сводной бухгалтерской отчетности и фактическим данным по дочерним обществам. Помимо того, в нарушение приказа Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 в сводной бухгалтерской отчетности Компании не консолидировалась прибыль дочернего общества «Славнефть Холдинг АГ», через дочерние общества которого осуществлялась реализация нефти и нефтепродуктов за рубежом.

По итогам работы за 1999 год на долю участия ОАО «НГК «Славнефть» была начислена и получена сумма дивидендов большая, нежели всеми акционерами Компании. В результате занижения размера начисленных дивидендов федеральный бюджет по результатам 1999 года недополучил более 370 млн. руб.

Руководством ОАО «НГК «Славнефть» единолично, без участия собственников в лице общего собрания акционеров или Совета директоров, было осуществлено распределение и использование чистой прибыли в размере 11,5 млрд. руб., полученной дочерними и учрежденными с их участием обществами за 1999 и первое полугодие 2000 года, через которые проходили значительные товарные потоки и в которых образовывалась существенная доля прибыли Компании. Указанное создавало условия для вывода прибыли из совокупных активов Компании, занижения капитализации и нанесения ущерба акционерам ОАО «НГК «Славнефть» и прежде всего государству.

Счетная палата РФ установила, что руководство ОАО «НГК «Славнефть» является ответственным за осуществление ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОАО «МНГ») при посредничестве Минфина РФ сделки с фирмой «Felirio Trading Co. Limited» по приобретению облигаций Внешэкономбанка (IAN,s) по завышенной цене, в результате чего Обществу причинен ущерб в размере 11,4 млн. долларов США, а также за непринятие мер по возврату части кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 9,073 млн. долларов США, необоснованно списанных 11 декабря 1998 года АКБ «ИнтерТЭКбанк» со счета с особым режимом ОАО «МНГ» и перечисленных на счет ОАО «Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт».

 IV. Наряду с вышеизложенным выяснено.

 11 мая 1995 года Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был издан Указ № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации», которым предусматривалось:

 1. Запретить досрочную продажу закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в соответствии с порядком, установленным настоящим Указом;

2. Отменить ранее установленные ограничения на продажу акций созданных в процессе приватизации акционерных обществ в виде закрепления в федеральной собственности пакетов акций и осуществить их поэтапную продажу, за исключением пакетов акций, указанных в п. 1 настоящего Указа;

 3. Создать Федеральную комиссию при Правительстве РФ по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

Возложить на Комиссию подготовку и представление Правительству РФ проекта перечня акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.

4. Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже.

Во исполнение положений Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 949 (Председатель Правительства В.С. Черномырдин) пакет акций в размере не менее 45 % уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть» был включен (по состоянию на 26 февраля 1996 года) в перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.

В нарушение действующего законодательства Российской Федерации распоряжением Госкомимущества России (Председатель Госкомитета А.Р. Кох) от 26 декабря 1996 года № 1372-р доля Российской Федерации в уставном капитале «Славнефти» была уменьшена с 86,32 % до 82,93 %.

В последующем, постановлением Правительства Российской Федерации (Председатель Правительства С.В. Кириенко) от 17 июля 1998 года № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже» ОАО «НГК «Славнефть» в нарушение п.5 ст.4 ФЗ от 21.07.97 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» было необоснованно исключено из данного перечня.

Правительство Российской Федерации, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», не имело на это полномочий.

По результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации в 1998-1999 гг. проверки эффективности и целесообразности акционирования и продажи пакетов акций ОАО «НГК «Славнефть», находившихся в федеральной собственности (протокол Коллегии Счетной палаты РФ № 13 от 26.04.99 г.), Правительству Российской Федерации (Председатели Правительства РФ сентябрь 1998 г. – май 1999 г. - Примаков Е.М., май - август 1999 г. - Степашин С.В., август - декабрь 1999 г. - Путин В.В.) было рекомендовано восстановить ОАО «НГК «Славнефть» в перечне акционерных обществ, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства.

Аналогичное представление, повторно, было внесено Счетной палатой в Правительство Российской Федерации в 2001 году (Председатель Правительства М.М. Касьянов) по результатам проверки эффективности и целесообразности использования федеральной собственности ОАО «НГК «Славнефть» в 1999 году и первом полугодии 2000 года, а также экспертизы проекта реконструкции ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», на финансирование которого использовались средства федерального бюджета.

По оценке специалистов, российско-белорусская нефтегазовая Компания «Славнефть» являлась одной из динамично развивающихся вертикально-интегрированных компаний топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

В целях исследования обстоятельств и причин игнорирования Правительством Российской Федерации представлений Счетной палаты России и уклонения от принятия мер по устранению ранее допущенных нарушений, связанных с незаконным исключением ОАО «НГК «Славнефть» из перечня стратегически значимых объектов, Комиссией ГД по борьбе с коррупцией был направлен запрос на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова.

Как установлено, подготовка ответа была поручена М.М. Касьяновым министрам имущественных отношений и энергетики Российской Федерации (поручение от 5.12.2002 № ХВ-П9-17045).

В поступившем в Комиссию ответе за подписью первого заместителя министра имущественных отношений РФ Ю.М. Медведева (№ ЮМ-6\2377 от 24.01.03 г.) не содержалось ничего по существу поставленных перед Правительством РФ вопросов и указывалось, что «… ОАО «НГК «Славнефть» ранее не было включено в перечень акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.98 г. № 784.

С учетом внесенного Счетной палатой РФ представления Минимущество РФ своим письмом (№ ЮМ-5\7282 от 4.04.01 г.) проинформировало ее, что принятие обоснованного решения по вопросу целесообразности включения ОАО «НГК «Славнефть» в перечень стратегических предприятий возможно при условии наличия согласованной позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти».

Таким образом, Правительство Российской Федерации в очередной раз не сочло необходимым не только признать ранее допущенные нарушения закона и устранить их, но даже обсуждать эту тему.

Как представляется, объяснение тому содержится в вышеупомянутом ответе Ю.М. Медведева (№ ЮМ-6\2377 от 24.01.03 г.), в котором, в частности, говорится, что «… На момент проведения Счетной палатой РФ проверки ОАО «НГК «Славнефть» Правительством РФ в установленном порядке было принято решение о приватизации находящегося в федеральной собственности пакета акций компании в размере 19,68% от уставного капитала.

По согласованному мнению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти остающийся в собственности РФ пакет акций ОАО «НГК «Славнефть» в размере 55,27% от уставного капитала (контрольный пакет) в полной мере позволял обеспечить совместное и эффективное участие РФ и Республики Беларусь в управлении ОАО.

В связи с необходимостью увеличения доходной части федерального бюджета 2003 года и ввиду предстоящих значительных выплат по обслуживанию внешнего долга РФ по предложению Минимущества РФ, согласованному с Минэнерго России и РФФИ, Правительство РФ приняло решение (распоряжение от 9.10.02 г. № 1422-р) о реализации в 2002 году всего пакета акций ОАО «НГК «Славнефть», находящегося в федеральной собственности (74,95% уставного капитала)».

 

 V. При проверке прочих фактов, содержащихся в публикациях средств массовой информации, были выяснены следующие обстоятельства:

 - из ответа первого заместителя министра имущественных отношений РФ Ю.М. Медведева (№ ЮМ-6\15323 от 23.08.2002 г.) следует, что решение о прекращении полномочий президента ОАО «НГК «Славнефть» Гуцериева М.С. и назначении на эту должность Суханова Ю.Е. принято во исполнение распоряжения Правительства РФ от 17.04.02 г. № 512-р внеочередным общим собранием акционеров, состоявшемся 13.05.02 г.

 Деятельность представителей государства в органах управления акционерных обществ нефтяного комплекса, в т.ч. АО «НГК «Славнефть», регулируется постановлением Правительства РФ от 7.03.00 г. № 195, которым определен порядок назначения представителей государства в органах управления и контроля акционерных обществ, осуществления ими своих полномочий, формирования позиции представителей государства, выдачи им письменных директив, порядок представления интересов РФ на собраниях акционеров.

 ОАО «НГК «Славнефть» в соответствии с распоряжением Президента РФ от 10.05.01 г. № 255-р включено в перечень акционерных обществ, в которых предлагаемые Правительством РФ кандидатуры представителей государства для избрания в советы директоров и проекты директив по выборам единоличных исполнительных органов этих обществ подлежат согласованию с Администрацией Президента РФ;

 - из ответа первого заместителя министра по налогам и сборам РФ А.В. Смирнова (№ АС-9-06\224 от 29.08.02 г.) - что Управлением МНС России по Омской области в ходе выездной налоговой проверки ОАО «Сибнефть» за 1999 год исследовался вопрос обоснованности применения цен по реализованным товарам. В ходе проверки был установлен факт реализации нефти на экспорт (в Республику Беларусь) по ценам, отклоняющимся более чем на 30% в сторону понижения от уровня цен, применяемых компанией при реализации идентичного товара.

С учетом произведенных доначислений материалы проверки были направлены в порядке ст.32 Налогового кодекса в Управление ФСНП России по Омской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По полученной информации, Управление ФСНП отказало в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления;

 - из ответа Председателя Государственного таможенного комитета РФ М.В. Ванина (№ 01-11\33974 от 22.08.02 г.) следует, что скидки, о которых информировала таможенные органы НГК «Славнефть» при поставках нефти на экспорт в 2001 году по одному из направлений ее движения, в сравнении со скидками другого крупного поставщика в среднем были выше на 0,45 доллара США. При этом в пяти месяцах 2001 года скидки НГК «Славнефть» по сравнению со скидками еще одного крупного поставщика нефти в данном направлении в среднем были меньше на 0,25 доллара США за баррель. По другому направлению движения нефти скидки НГК «Славнефть» по сравнению со скидками иных крупных поставщиков нефти в восьми месяцах 2001 года были выше в среднем на 0,23 доллара США за баррель;

 - из ответа первого зам. министра по налогам и сборам РФ В.В. Гусева (№ ВГ-9-06\314 от 17.12.02 г.) - что межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 был проведен предпроверочный анализ имеющихся у налогового органа документов о деятельности ОАО НТК «Славнефть», в том числе сделок по контракту от 29.09.1999 г. №643\00064537\90-14 на экспортную поставку нефти продавцом АО «НГК «Славнефть» покупателю АО «Славнефть Бельгия», с целью выявления признаков нарушений положений ст. 40 Налогового кодекса в части отклонения применяемых налогоплательщиком цен по сделкам от рыночных цен. Проведенный анализ не показал отклонений по ценам реализации нефти на экспорт за 2000-2001 годы более чем на 20%;

- из ответа заместителя министра – начальника Следственного комитета при МВД России В.В. Мозякова (от 12.08.02 г. № 3\20939) - что уголовное дело в отношении Суханова Ю.Е. и Перевалова Д.С. прекращено в соответствии с п.2 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, с учетом отсутствия заявления коммерческой организации и данных о причинении вреда интересам ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть»;

- из представленной Следственным комитетом при МВД РФ справки по уголовному делу № 193638 усматривается, что данное уголовное дело было возбуждено ГСУ при ГУВД г. Москвы 30.04.2002 г. по материалам проверки, проведенной 6-м отделом ГУБЭП СКМ МВД РФ по заявлению депутата Госдумы Ю.В. Никифоренко в отношении руководителей ОАО «НГК «Славнефть» Ю.Е. Суханова, Д.С. Перевалова и других по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.201 УК РФ.

В постановлении о возбуждении дела указывалось, что Суханов Ю.Е., Перевалов Д.С. и другие руководители «Славнефти» в течение 1999-2000 гг., используя свои полномочия вопреки законным интересам этой организации, своими действиями по занижению стоимости экспортируемых нефти и нефтепродуктов причинили значительный ущерб в размере более 20 млн. долларов США основному акционеру предприятия – Российской Федерации в лице Госкомимущества России и федеральному бюджету.

Предметом исследования по уголовному делу являлся заключенный 29.09.1999 г. и подписанный Сухановым контракт № 643\00064537\90-014 между компанией «Славнефть» и «Славнефть-Бельгия Н.В.» на продажу нефти, в котором предусматривалась скидка на качество нефти в размере 3,5 долларов США за баррель.

1.07.2000 г. Переваловым подписано дополнение к данному контракту об увеличении максимально допустимой скидки с 3,5 до 6,9 доллара США за баррель.

Именно заключение данного контракта и дополнения к нему послужили основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку предполагалось, что увеличение суммы скидки на нефть повлекло причинение значительного ущерба государству как основному акционеру.

Как отмечено в справке, в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие причинение договором ущерба кому-либо из акционеров, в том числе и Госкомимуществу России. Никаких обращений по этому поводу от заинтересованных лиц в деле не имеется. Определение ущерба возможно лишь в ходе проведения ревизии, но таковая в период проверки проведена не была. Уже только одно это обстоятельство лишало возможности возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем, в ходе расследования не установлен преступный умысел Суханова и Перевалова при заключении контракта и дополнения к нему.

Допрошенные по делу свидетели не указали на какие-либо нарушения, допущенные Сухановым и Переваловым при подписании вышеуказанных документов, тем более на то, что они действовали вопреки интересам акционерного общества или их действиями кому-либо причинен вред.

В 2000 году Счетной палатой РФ проведена плановая проверка эффективности и целесообразности использования федеральной собственности ОАО «НГК «Славнефть» в 1999 г. и первом полугодии 2000 г. В выводах отчета отсутствуют данные о сумме ущерба и о том, причинен ли вообще кому-либо из акционеров вред в результате заключения вышеупомянутого соглашения и дополнения к нему.

Таким образом, установлено, что уголовное дело по признакам ст. 201 УК РФ возбуждено по заявлению ненадлежащего лица, при отсутствии данных о причинении вреда интересам ОАО «НГК «Славнефть» действиями Суханова и Перевалова. Поэтому следует признать, что уголовное дело возбуждено при отсутствии надлежащих поводов и оснований для этого, и в действиях Суханова и Перевалова отсутствует состав преступления.

5.07.2002 г. уголовное дело в отношении Суханова и Перевалова прекращено за отсутствием состава преступления;

(Справка - в соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора, и его условия определяются по усмотрению сторон. Таким образом, размеры скидок на нефть при ее экспорте вправе определять участники внешнеэкономической деятельности).

- из ответа первого заместителя министра имущественных отношений РФ Ю.М. Медведева (№ ЮМ-6\2377 от 24.01.2003 г.) следует, что в связи с необходимостью увеличения доходной части федерального бюджета 2003 года и ввиду предстоящих значительных выплат по обслуживанию внешнего долга РФ по предложению Минимущества РФ, согласованному с Минэнерго России и РФФИ, Правительство РФ приняло решение (распоряжение от 9.10.02 г. № 1422-р) о реализации в 2002 году всего пакета акций ОАО «НГК «Славнефть», находящегося в федеральной собственности (74,95% уставного капитала).

Во исполнение указанного распоряжения Минимущество РФ определило нормативную цену реализуемого пакета акций в размере 1,3 млрд. долларов США (распоряжение от 11.10.2002 г. № 3543-р). Независимые оценщики «Salomon Brothers AG» и «Росэкспертиза» рекомендовали установить начальную цену продажи указанного пакета акций в размере 1,7 млрд. долларов США.

РФФИ на состоявшемся 18.12.2002 г. аукционе реализовал пакет акций за 1,86 млрд. долларов США.

Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией

22 апреля 2003 года


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
Краснодар: власть берут
Всероссийская премия "Время Жить!" вручена за успехи в борьбе с инсультом
Поборы в школе "Самбо-70": острая нужда или отчаянная наглость?

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн

26 октября 2011

Лужков не явился на допрос по делу "Банка Москвы"










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна