ru  19 октября 2019 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Справка по проверке законности принятых органами прокуратуры решений по материалам Комиссии о коррупции и злоупотреблениях должностных лиц

С П Р А В К А

о деятельности рабочих групп Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по борьбе с коррупцией и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по проверке законности принятых органами прокуратуры решений по материалам Комиссии о коррупции и злоупотреблениях должностных лиц

Решение о создании рабочих групп было принято на состоявшемся

18 декабря 2001 года заседании Комиссии ГД по борьбе с коррупцией с участием и.о. первого заместителя Генерального прокурора РФ Симученкова В.В. и руководителей ряда управлений Генеральной прокуратуры, рассмотревшем вопрос о неудовлетворительной работе Генеральной прокуратуры РФ по проверке материалов Комиссии о коррупции и злоупотреблениях в высших эшелонах государственной власти.

 Являясь альтернативным принятому в ходе того же заседания за основу проекту обращения Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о несоответствии Генерального прокурора РФ Устинова В.В. и его первого заместителя Бирюкова Ю.С. занимаемым должностям, решение о создании рабочих групп было горячо поддержано руководством Генеральной прокуратуры РФ и, по мнению инициаторов, должно было явиться мерой, призванной обеспечить реальное и полноценное взаимодействие с органами прокуратуры в ходе намеченной тогда же совместной дополнительной проверки законности и обоснованности ранее вынесенных прокуратурой процессуальных решений.

 Во исполнение принятого решения 27 декабря 2001 года Комиссией в адрес Генерального прокурора РФ Устинова В.В. было направлено письмо (исх. № 4.4-7\479) с подробным изложением выявленных недостатков в деятельности органов прокуратуры (осуществление проверок по опубликованным задолго до этого в СМИ фактам коррупции только после получения запросов Комиссии, представление на запросы Комиссии отписок, нарушение установленных ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ» сроков рассмотрения обращений; необъективное и заинтересованное вмешатель- ство в расследование ряда дел первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С., отсутствие ответственности работников прокуратуры за принимаемые необоснованные решения и прямое игнорирование ими требований закона), а также в части принятых решений по направлявшимся Комиссией материалам в отношении Министра транспорта РФ Франка С.О., бывшего Министра РФ по атомной энергии Адамова Е.О., Министра путей сообщения РФ Аксененко Н.Е., бывшего первого заместителя Министра финансов РФ Вавилова А.П., по факту хищения в 1997 года с участием работников МВД со счетов ТОО «Валта» по подложным платежным поручениям 3,5 млрд. неденоминированных рублей; о произведенном в нарушение требований закона выделении в отдельное производство и последующем прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела по обвинению Вавилова с одновременным необоснованным привлечением к уголовной ответственности и направлении в суд дела на бывшего начальника ГУВБиФ МО РФ генерал-полковника Олейника Г.С.; незаконном прекращении уголовных дел на бывшего заместителя Министра финансов РФ Петрова В.А.; по контрабандному ввозу мебели в адрес ООО «Лига-Марс» («Три кита», «Гранд») и возбуждении уголовных дел на следователя Следственного комитета при МВД РФ Зайцева П.В. и сотрудников ГТК РФ Файзулина М.Р. и Волкова А.Л.

 Одновременно в Генеральную прокуратуру РФ вновь были направлены справки и аналитические материалы Комиссии по всем вышеуказанным вопросам.

 28 декабря 2001 года в Государственную Думу за подписью заместителя Генерального прокурора РФ Симученкова В.В. поступило письмо (исх. № 20-4-2001 от 27.12.2001 г.), в котором Комиссия информировалась о составе созданной в Генеральной прокуратуре РФ рабочей группы, высказывалась просьба о выделении для участия в ее работе членов Комиссии ГД по борьбе с коррупцией и предоставлении в распоряжение рабочей группы имеющихся в Комиссии материалов, а также выражалась готовность к организации и проведению в январе-марте 2002 года работы по проверке законности и объективности принятых прокуратурой решений по ранее направлявшимся материалам о коррупции и злоупотреблениях должностных лиц.

 9 января 2002 года в соответствии с вышеуказанным письмом и высказанной просьбой заместителя Генерального прокурора РФ Симученкова В.В. члену рабочей группы Генеральной прокуратуры РФ - прокурору Управления организации работы, статистики и делопроизводства Соколову Н.Н. был передан (вторично, с учетом отправленных 27.12.01 г. в адрес Генпрокурора РФ Устинова В.В.) для использования в ходе проверки полный комплект материалов Комиссии.

 22 января 2002 года на заседании Комиссии ГД по борьбе с коррупцией был определен состав ее рабочей группы, в которую вошли депутаты Александров А.И., Гришанков М.И., Куликов А.Д., Финько О.А., Шаклеин Н.И. и Шашурин С.П.

 Тогда же определено и признано целесообразным строить совместную работу с Генеральной прокуратурой по следующей схеме:

 - предоставление рабочей группой Генеральной прокуратуры в Комиссию подробных справок с анализом объективной стороны и изложением доказательств по каждому из проверяемых фактов или уголовных дел;

 - рассмотрение представленных материалов на совместных заседаниях рабочих групп Комиссии ГД и Генеральной прокуратуры РФ, анализ доказательств и оснований ранее принятых прокуратурой решений. При необходимости истребование дополнительной информации или непосредственное обращение к материалам проверок или уголовных дел;

 - рассмотрение результатов проверок на заседаниях Комиссии ГД по борьбе с коррупцией с участием руководства Генеральной прокуратуры РФ.

 25 января 2002 года информация о принятых Комиссией решениях и предложениях по организации взаимодействия и проведению совместных проверок была направлена для согласования (исх. № 4.4-7\479-499) Генеральному прокурору РФ Устинову В.В.

 5 февраля 2002 года было проведено заседание рабочей группы Комиссии ГД по борьбе с коррупцией, на котором ее руководителем избран заместитель председателя Комиссии депутат Куликов А.Д.

 В ходе заседания рассмотрены материалы в отношении бывшего первого заместителя Министра финансов РФ Вавилова А.П., в части касающейся обстоятельств подписания и реализации Соглашений с Производственно-финансовой корпорацией «Единая Энергетическая Система Украины» (ПФК «ЕЭСУ») от 28 ноября 1996 года и 3 марта 1997 года, заслушаны бывшие Министр обороны РФ генерал армии Родионов И.Н., начальник ГУВБиФ МО РФ генерал-полковник Олейник Г.С. и начальник отдела Следственного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Сагура А.Л.

 12 февраля 2002 года состоялась встреча руководителей рабочих групп Комиссии ГД по борьбе с коррупцией Куликова А.Д. и Генеральной прокуратуры РФ Азарченкова А.М. (начальник отдела по надзору Управления по расследованию особо важных дел, подчинен начальнику данного управления, деятельность которого подлежала проверке, Лысейко В.О.) по вопросу согласования и координации совместных действий.

 Тогда же выяснилось, что руководством Генеральной прокуратуры РФ соответствующим управлениям поручено составить подробные справки по поднятым Комиссией вопросам (ранее проверявшимся прокуратурой), которые затем должны быть представлены в рабочую группу Генпрокуратуры РФ и переданы в рабочую группу Комиссии ГД для осуществления совместного анализа. Никто из членов рабочей группы Генпрокуратуры на период проведения проверки не освобожден от исполнения своих прямых служебных обязанностей.

 26 февраля 2002 года состоялась новая встреча руководителей рабочих групп Комиссии ГД Куликова и Генеральной прокуратуры РФ Азарченкова. Последний проинформировал, что составлением справок, а в ряде случаев и допроверкой поставленных Комиссией вопросов занимаются те же прокурорские работники, к деятельности которых возникли претензии; справки по делам в рабочую группу до настоящего времени не переданы и к проверке, как таковой, рабочая группа Генпрокуратуры не приступала.

 28 февраля 2002 года в Комиссию (на ее письмо № 4.4-7\479-499 от 25.01.2002 г.) за подписью заместителя Генерального прокурора РФ Колмогорова В.В. поступил ответ (исх. № 7\6-2013-2002 от 22.02.2002), в котором со ссылкой на законодательное регулирование статуса депутатов Государственной Думы и деятельности прокуратуры РФ предлагалась принципиально иная схема взаимодействия рабочих групп Комиссии ГД и Генпрокуратуры РФ, представлявшая из себя следующее:

 - обсуждение на совместных заседаниях рабочих групп справок, подготовленных Генеральной прокуратурой по результатам надзорных проверок и расследования уголовных дел;

 - дача работниками прокуратуры дополнительных пояснений фактам, изложенным в обращениях Комиссии;

 - возможность представления членами рабочей группы Комиссии имеющейся в их распоряжении дополнительной конкретной информации (документы, иные фактические данные) по обсуждаемым фактам, по которым рабочая группа Генеральной прокуратуры при необходимости организует проверки, а затем представляет в Комиссию информацию о их результатах;

 - о результатах проведенной работы руководители рабочих групп докладывают руководству Комиссии и Генеральной прокуратуры.

 Указанное письмо и предлагаемые формы взаимодействия прямо свидетельствовали о незаинтересованности руководства Генеральной прокуратуры РФ в объективном разбирательстве и стремлении любой ценой сохранить свой «статус-кво».

 Фактически рабочая группа Генпрокуратуры РФ отстранялась от какого-либо участия в предстоящей проверке (нагрузка на ее членов в качестве факультатива, отсутствие должного уровня представительства и полномочий у руководителя, прав на самостоятельные действия), являлась проводником чужих решений и должна была осуществлять только посреднические функции в отношениях с Комиссией ГД (получение справок от заинтересованных управлений Генпрокуратуры, ранее проводивших проверку, их передача в рабочую группу Комиссии ГД, при возникновении вопросов представление объяснений по неизвестным ей вопросам или их переадресация все тем же исполнителям с последующим доведением ответа до сведения Комиссии).

 Столь же формальный характер руководство Генеральной прокуратуры РФ пыталось навязать и деятельности рабочей группы Комиссии ГД, о чем свидетельствуют содержащиеся в письме В.В. Колмогорова ссылки на законодательно закрепленные статус депутата, полномочия Государственной Думы и Генеральной прокуратуры, не допускающие вмешательства депутатов в «оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность» (ст.18 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

 Из этого усматривалось, что, препятствуя непосредственному ознаком- лению с процессуальными документами уголовных дел и доследственных проверок, Генеральная прокуратура РФ осознанно стремилась парализовать деятельность рабочих групп и Комиссии ГД в целом по установлению объективных обстоятельств и оценке законности принятых решений.

 Этой же цели служила и умышленная волокита в представлении справок рабочим группам Комиссии ГД и Генпрокуратуры РФ, объясняемая их столь длительным составлением. С точки зрения практики очевидно, что без представления справок по делам руководителями прокуратуры не могли и ранее приниматься те или иные решения, готовиться и направляться ответы на запросы Комиссии. Тем более это было невозможно, когда речь шла о многократных проверках одних и тех же фактов и обстоятельств.

 Содержащийся в письме В.В. Колмогорова намек на необходимость исключения якобы готовящегося вмешательства членов Комиссии в деятельность прокуратуры в процессе ознакомления с ее решениями по проверяемым уголовным делам и материалам полностью несостоятелен. Речь о вмешательстве или воздействии на прокурора или следователя может идти лишь на стадии непосредственного осуществления ими своей деятельности и только «с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности» (ст.5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). В данном случае, когда деятельность завершена и решения приняты, налицо была попытка предотвратить нежелательное вторжение Комиссии ГД в сферу ее деятельности, рассматриваемую прокуратурой в качестве своей монополии.

 В этих условиях, когда совместная проверка еще, по существу, не начиналась и Генпрокуратура не выполнила ни одного из ею же предложенных условий по организации взаимодействия, 1 марта 2002 года в Комиссию ГД на ее обращение к Генеральному прокурору РФ Устинову В.В. (исх. № 4.4-7\479 от 27.12.2001 г.) поступил ответ, подписанный заместителем Генерального прокурора РФ Колмогоровым В.В. (№ 7\6-2013-2002 от 22.02.2002).

 В нем, в привычном для Генеральной пррокуратуры стиле, без представления справок по уголовным делам и проверкам, голословно были подтверждены все ранее принятые Генпрокуратурой решения, в том числе о якобы обоснованном и законном прекращении уголовных дел в отношении бывших первых заместителей министра финансов РФ Петрова В.А. и Вавилова А.П. (по всем делам), в отношении сотрудников ООО «Лига-Марс» по контрабанде мебели, отсутствии оснований для возбуждения уголовных дел в отношении Франка С.О. и Адамова Е.О., а также обоснованном возбуждении и расследовании уголовных дел в отношении следователя МВД России Зайцева П.В. и должностных лиц ГТК России Файзулина М.Р. и Волкова А.Л.

 В заключение Колмогоровым указывалось, что «при необходимости Генеральная прокуратура РФ может предоставить в рамках работы созданной рабочей группы соответствующее подробное обоснование и правовую базу по каждому затронутому вопросу» (чего так и не было сделано).

 По мнению членов рабочей группы Комиссии ГД, данный подход и отношение к делу свидетельствовали о заданности действий руководства Генеральной прокуратуры РФ, неискренности заявлений о готовности к сотрудничеству с Комиссией и стремлении любой ценой сохранить незыблемость ранее принятых решений.

 В связи с продолжавшимся бойкотом Генеральной прокуратурой РФ договоренностей о проведении совместных проверок и создавшейся в связи с этим тупиковой ситуацией, 22 марта 2002 года руководителем рабочей группы Комиссии ГД по борьбе с коррупцией Куликовым А.Д. в адрес Генерального прокурора РФ Устинова В.В. было направлено письмо (исх. № 4.4-7\563) о необходимости проведения встречи для рассмотрения вопросов, связанных с проблемами взаимодействия и целесообразностью дальнейшего существования рабочих групп.

 9 апреля 2002 года состоялась встреча членов рабочей группы Комиссии ГД по борьбе с коррупцией с Генеральным прокурором РФ Устиновым В.В., на которой также присутствовали первый заместитель Генерального прокурора РФ Ю.С. Бирюков, советник Генерального прокурора РФ В.И. Колесников и начальник Управления информации и общественных связей Л.Л. Трошин.

 В ходе встречи Устинову В.В. вместе с сопроводительным письмом Комиссии (исх. № 4.4-7\600 от 9.04.2002 г.) были вручены: информационная справка о сложившемся положении в деятельности рабочих групп Комиссии и Генпрокуратуры (на 9 листах), справки по результатам проверки материалов о хищении денежных средств со счета ТОО «Валта» (на 16 листах), в отношении бывшего первого заместителя министра финансов Вавилова А.П. (на 25 листах), о нарушениях законности работниками органов прокуратуры (по обращениям граждан, поступившим в Комиссию в январе-марте 2002 года, на 15 листах), а также основные документы переписки с руководством Генпрокуратуры РФ, свидетельствующие об уклонении последнего от проведения совместных проверок.

 Были обсуждены проблемные вопросы, касающиеся организации борьбы с коррупцией и реального взаимодействия рабочих групп Генпрокуратуры и Комиссии, созданных в январе 2002 года для осуществления совместных проверок обоснованности принятых прокуратурой решений по направлявшимся ей материалам о коррупции.

 Ответственным за обеспечение надлежащего взаимодействия рабочих групп Генеральный прокурор РФ Устинов В.В. назначил своего первого заместителя Ю.С. Бирюкова, на которого возложил обязанность предоставить Комиссии справки по всем интересующим уголовным делам и материалам проверок, а также необходимые процессуальные документы. При этом за собой Генеральный прокурор оставил контроль за безусловным выполнением данных поручений.

 23 апреля 2002 года в ходе очередного заседания Комиссия ГД была проинформирована о состоявшейся встрече с Генеральным прокурором РФ Устиновым В.В., принятых решениях, а также данных им гарантиях организации особого контроля за работой по материалам Комиссии и абсолютной объективности принимаемых решений.

 20 мая 2002 года в ответ на документы Комиссии ГД по борьбе с коррупцией (исх. № 4.4-7\600 от 9.04.2002 г.), переданные при личной встрече Генеральному прокурору РФ, поступило письмо за подписью заместителя Генерального прокурора РФ Колмогорова В.В. (исх. № 7\6-2013-2002 от 15.05.2002), в котором фактически в одностороннем порядке дезавуировались все ранее принятые решения и данные Устиновым гарантии, и сообщалось, что, по мнению Генпрокуратуры, продолжение дальнейшей совместной деятельности рабочих групп Комиссии ГД и Генеральной прокуратуры РФ в предложенном Комиссией виде, а также обсуждение на их заседаниях вопроса «изменения функций прокуратуры» признано нецелесообразным. В случае направления Комиссией дополнительных сведений их проверка будет поручена соответствующим подразделениям центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ, которые при необходимости могут предоставлять Комиссии соответствующие подробные обоснования и правовую базу по каждому затронутому вопросу.

 Там же в присущем Генпрокуратуре стиле, без каких-либо подробных обоснований и, тем более, предоставления справок, содержались ответы общего плана по отдельным материалам.

 В связи с отсутствием каких-либо подвижек в вопросе осуществления совместных с Генпрокуратурой РФ запланированных проверочных мероприятий, неизменностью ее подходов при подготовке ответов на запросы Комиссии ГД 17 июня 2002 года руководителем рабочей группы Комиссии Куликовым А.Д. был направлен запрос о предоставлении подробных справок по материалам многолетних и безрезультатных расследований факта хищения по подложным платежным поручениям денежных средств со счета ТОО «Валта» и причастности к этому сотрудников МВД РФ (исх. № 4.4-8\65-673) на имя первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С., назначенного ответственным за обеспечение надлежащего взаимодействия рабочих групп и предоставление Комиссии необходимых материалов.

 В поступившем в адрес Комиссии ГД по борьбе с коррупцией 26 августа 2002 года ответе Бирюкова Ю.С. (исх. № 16\1-1152-98 от 19.08.2002) приводилось самое общее и ранее неоднократно представлявшееся Комиссии описание последовательности развития событий (возбуждение дел, решения органов следствия, отмена постановлений о прекращении, направление на новые расследования), даже с теми же ошибками, на которые Комиссия неоднократно указывала прокуратуре. Как и прежде, никаких справок по делам или копий вынесенных процессуальных решений, содержавших бы анализ проделанной следствием работы и собранных доказательств, представлено не было.

 19 сентября 2002 года в ходе состоявшейся по инициативе Генерального прокурора РФ Устинова В.В. встречи по вопросу вынесения судом оправдательного приговора следователю Следственного комитета при МВД РФ Зайцеву П.В. с членом Комиссии Щекочихиным Ю.П. последний был проинформирован о принятом решении вместо Бирюкова Ю.С. назначить ответственным за организацию совместной работы и взаимодействия с Комиссией ГД по борьбе с коррупцией заместителя Генерального прокурора Колесникова В.И.

 По мнению ряда членов Комиссии, произведенная Устиновым перестановка является тактической уловкой и преследует цель, при сохранении Бирюкова в системе Генеральной прокуратуры, снять с себя ответственность за многие принятые при непосредственном участии последнего незаконные решения по делам, а также несколько сгладить остроту во взаимоотношениях с Комиссией по борьбе с коррупцией и Комитетом ГД по безопасности.

 С учетом изложенного представляется целесообразным:

 - провести в октябре 2002 года рабочую встречу с заместителем Генерального прокурора РФ Колесниковым В.И. по вопросу организации и проведения совместных проверок по направлявшимся в Генпрокуратуру РФ материалам;

 - в декабре 2002 года на заседании Комиссии заслушать Генерального прокурора РФ Устинова В.В. и его заместителей Бирюкова Ю.С. и Колмогорова В.В. по существу изложенных в данной справке обстоятельств и иным вопросам Комиссии;

 - по результатам рассмотреть вопрос о направлении принятого за основу на заседании Комиссии от 18 декабря 2001 года обращения к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о соответствии вышеуказанных высших руководителей Генеральной прокуратуры РФ (Устинов В.В., Бирюков Ю.С., Колмогоров В.В.) занимаемым должностям.

Заместитель Председателя Комиссии ГД

по борьбе с коррупцией - руководитель

рабочей группы Комиссии А.Д. Куликов

15 октября 2002 года


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут
Всероссийская премия "Время Жить!" вручена за успехи в борьбе с инсультом

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн

26 октября 2011

Лужков не явился на допрос по делу "Банка Москвы"










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна