ru  19 октября 2019 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Проверка фактов, содержавшихся в публикациях средств массовой информации в отношении Министра путей сообщения Российской Федерации Аксененко Н.Е

В соответствии с поручением Государственной Думы 2-го созыва Федерального Собрания Российской Федерации от 16 июня 1999 года Комиссия Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности (далее - по борьбе с коррупцией) проверила факты, содержавшиеся в статье "Железнодорожный роман Николая Аксёненко" ("Московские ведомости", № 23 от 8 июня 1999 года), а также публикациях в газетах "Труд" и "Сегодня" от 21 апреля 1998 г., "Новый Петербург" от 23 апреля 1998 г., "Экономическая газета" от 20 мая 1998 г., «Советская Россия» от 20 мая 1999 г., «Вечерняя Москва» и «Парламентская газета» от 28 мая 1999 г., «Комсомольская правда» от 10 июля 1999 г., «Версия» от 14 июля 1999 г. и др. в отношении первого заместителя Председателя Правительства РФ, бывшего министра путей сообщения России Аксёненко Н.Е.

Аксёненко Николай Емельянович, 15 марта 1949 года рождения, уроженец села Новоалександровка Новосибирской области, с высшим образованием - в 1972 г. окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог», в 1990 г. – Академию народного хозяйства, с 1972 по 1984 г. работал дежурным по станции, начальником станции Восточно-Сибирской ж/д, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги, в 1984 г. - заместителем начальника Мурманского отделения Октябрьской ж/д, в 1985-1986 гг. – начальником Ленинградско-Финляндского отделения Октябрьской ж/д, в 1986-1994 гг. – заместителем начальника Октябрьской ж/д, главным экономистом - заместителем начальника дороги, первым заместителем начальника Октябрьской ж/д, в 1994-1997 гг. - заместителем и первым заместителем министра путей сообщения РФ, с апреля 1997 по май 1999 года – министром путей сообщения РФ, с мая 1999 г. – первым заместителем Председателя Правительства РФ, с 16 сентября 1999 по 10 января 2000 г. – первым заместителем Председателя Правительства РФ – министром путей сообщения РФ, с января 2000 г. по настоящее время – министром путей сообщения РФ, в марте 1999 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени и Почётной грамотой Правительства РФ, «за выдающиеся заслуги в создании новой России» избран почетным членом Международной академии бизнеса (МАБ), женат, имеет сына и дочь.

12 мая 1999 года Государственная Дума ФС РФ приняла решение (протокол № 481) о приглашении на «правительственный час» 4 июня 1999 г. первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – министра путей сообщения Российской Федерации Аксёненко Н.Е. для выступления с информацией «о состоянии дел с фирмой «Трансрейл» в связи с публикациями в средствах массовой информации, порочащими его честь и достоинство».

31 мая 1999 года на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезнёва Г.Н. поступило письмо Аксёненко Н.Е. (№ НА-П25-2), в котором сообщалось, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 1999 г. он больше не является министром путей сообщения и в связи с занятостью по новому участку работы не может принять участие в «правительственном часе». Одновременно он информировал Государственную Думу о том, что в настоящее время предпринимает конкретные юридические действия по защите своей чести и достоинства в соответствии с п.1 ст.21 и п.1 ст.23 Конституции Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Законом «О средствах массовой информации». Далее указывал, что свою позицию по данному вопросу намеревается изложить как в требовании об опровержении сведений, порочащих его честь и достоинство, так и в ходе судебных слушаний, если такого рода требование не будет удовлетворено. В связи с этим полагал, что рассмотрение упомянутого вопроса на заседании Государственной Думы может быть расценено определёнными кругами как попытка оказать влияние на судебные решения.

16 июня 1999 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поручила Комиссии Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности проверить, содержавшиеся в статье "Железнодорожный роман Николая Аксёненко" ("Московские ведомости", № 23 от 8 июня 1999 года), факты в отношении первого заместителя Председателя Правительства РФ, бывшего министра путей сообщения России Аксёненко Н.Е..

Во исполнение поручения Государственной Думы Комиссия 22 июля 1999 года направила в адрес и.о. Генерального прокурора Чайки Ю.Я. (исх.№ 4.11-6\55-576), министра внутренних дел Рушайло В.Б. (исх. № 4.11-6\55-577) и директора ФСБ Путина В.В. (исх. № 4.11-6\55-578) соответствующие запросы о проверке фактов, изложенных в публикациях средств массовой информации в отношении Аксёненко Н.Е.

Одновременно с этим Комиссией были запрошены и проанализированы материалы Счётной палаты РФ (акт от 18 июня 1999 года о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства путей сообщения Российской Федерации за 1997-1998 годы), документы Министерства финансов РФ, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и иных организаций, в части касающейся деятельности Аксёненко на посту министра путей сообщения.

Из материалов и документов, в частности, усматривалось:

1. В ноябре 1995 года Коллегия МПС России приняла постановление «О комплексной реконструкции железнодорожной линии Санкт-Петербург - Москва для обеспечения движения пассажирских поездов со скоростью до 200 км/час», согласно которому в 1996-2000 гг. предусматривалось выполнить комплекс работ по капитальному ремонту и реконструкции верхнего строения пути, искусственных сооружений, устройств энергоснабжения, сигнализации и связи, других технических средств на действующей линии Санкт-Петербург - Москва. Данный проект был утверждён министром путей сообщения РФ Аксёненко Н.Е. в сентябре 1997 года.

Указанием МПС России от 29 января 1996 года № М-78у для осуществления функций заказчика по проектированию и организации работ была создана Дирекция по реконструкции магистрали Санкт-Петербург - Москва, учредителем которой первоначально являлась Октябрьская железная дорога. В июне 1997 года решением Аксёненко Н.Е. Дирекция была передана в непосредственное ведение МПС России.

Вопреки указу Президента России от 8 апреля 1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции ..." решением министра путей сообщения РФ Аксёненко Н.Е. (указание № 317 от 2 июня 1997 года) генеральным подрядчиком по реконструкции железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва без проведения конкурса или тендера было утверждено АО "Балтийская строительная компания" («БСК»).

Общая сумма финансирования АО «БСК» для выполнения работ по реконструкции магистрали составила 2. 518, 4 млн. рублей из централизуемых МПС России средств амортизационных отчислений. Эффективность использования этих средств существенно снижалась из-за того, что выделяемые средства зачастую использовались не по назначению, ряд работ на объектах реконструкции выполнялся по наряд-заказам без составления смет и лишь на основании калькуляции затрат, составленной и подписанной, как правило, только подрядчиком. Были выявлены факты, когда оплата по наряд-заказам производилась несуществующим (подставным) фирмам. Анализ расходования средств и экспериментальные расчёты по уровням накладных расходов показали, что разница между суммой средств, полученных от заказчика, и суммой, оплаченной субподрядным организациям, составляет около 10% от объёма выполненных строительно-монтажных работ. Данное обстоятельство свидетельствовало о низкой эффективности использования средств, направлен- ных МПС России на реконструкцию линии Санкт-Петербург - Москва.

Кроме того, были установлены факты нецелевого использования выделенных средств, а также нарушения налогового законодательства.

2. Кредитно-финансовая деятельность руководства МПС России в 1997-1998 годах не отвечала требованиям действующего законодательства и не способствовала эффективному использованию заёмных средств. Допускалось их нецелевое использование. Отдельные решения МПС по привлечению и погашению кредитов принимались в нарушение требований действующего законодательства.

Так, в нарушение Федеральных законов «О федеральном железнодорожном транспорте», «О валютном регулировании и валютном контроле», Положения о МПС был заключен кредитный договор на сумму 303.199.910 долларов США с компанией «Finance Trust Holding S.A.» (Люксембург) на крайне невыгодных для государства и МПС условиях – 20% годовых с ежемесячной оплатой процентов, со сроком возврата заёмных средств – «до востребования», в то время как существовавшая в то время ставка Libor для годовых кредитов не превышала 6%.

Ряд валютных кредитов был получен МПС в российских банках под необоснованно завышенные процентные ставки. В частности, МПС 27 марта 1998 г. в Сбербанке РФ по договору № 2051 на 3 месяца был взят кредит на сумму 100 млн. долларов США под 16% годовых. В дальнейшем Аксёненко подписал дополнение к кредитному договору, согласно которому срок погашения был пролонгирован на 3 месяца с одновременным увеличением банковской ставки до 22% годовых. В итоге по данному договору МПС выплатило только в качестве процентов 14 млн. долларов США.

Всего за использование полученных в 1997-1998 гг. кредитов МПС выплатило в качестве процентов 82,5 млн. долларов США и 205, 8 млн. рублей.

3. МПС не было организовано и не проводилось должной работы по погашению задолженности иностранных железных дорог за международные перевозки. По состоянию на 1 января 1999 г. долг железных дорог стран дальнего зарубежья составил 40.784,2 тыс. долларов США, долг СНГ и стран Балтии - 201.407 тыс. швейцарских франков.

Вместо принятия мер по получению этих средств от должников МПС зачастую переуступало право требования долга сторонним организациям. Например, по договору (б/н) от 07.10.97 г. Министерство передало право требования долга с Болгарских железных дорог в сумме 2.093,1 тыс. долларов США 000 "Трест Инженер". При этом МПС России получало только 75% от суммы долга.

 

4. Отмечена низкая эффективность вложений МПС государственных средств в коммерческие структуры, создаваемые министерством и железными дорогами или с их участием. В ряде случаев это повлекло существенные материальные потери для государства.

Руководители МПС России и управления Октябрьской железной дороги в ущерб государственным интересам предоставляли отдельным коммерческим структурам режим наибольшего благоприятствования, в частности ПФГ "Евросиб", "Рейл Терминал", ООО "Транс Центр", ЗАО "Петра", ОАО "ПФГ "Росвагонмаш", АО "Фосфорит" и ряду других.

Выяснено, что руководителями некоторых из этих структур, тесно связанных с работой дороги, являются родственники руководителей Министерства и управления Октябрьской железной дороги. Так, генеральным директором ЗАО "ПФГ "Евросиб" является Аксёненко С.В., племянник министра путей сообщения, ЗАО «Трансрейл Норд Вест» - Ковалёв О.В., сын первого заместителя министра, ЗАО "Рейл Терминал" - Холодов Д.Ю., сын бывшего заместителя начальника дороги Холодова Ю.И. После освобождения 25 марта 1998 года от обязанностей заместителя начальника дороги эту организацию возглавил сам Ю.И.Холодов. Сын министра путей сообщения Аксёненко Р.Н. работает в швейцарской фирме "Еастерн Фертли зер Традинг" представителем АО "Фосфорит" и осуществляет перевозки минеральных удобрений с предприятий Ленинградской области в зарубежные государства. Жена начальника финансовой службы ОЖД Фефёлкина А.Н. работает главным бухгалтером ЗАО "Евросиб - Санкт-Петербург".

Аналогичная ситуация сложилась в представительствах «Трансрейл» на других дорогах Российской Федерации.

Отдельные коммерческие структуры создавались и функционировали при непосредственном участии ряда ответственных работников железнодорожного транспорта. Так, по инициативе МПС России было создано закрытое акционерное общество "Трансснаб", которое осуществляло поставки материалов верхнего строения пути для железных дорог России на основании подписанного с МПС России (первый заместитель министра Н.Е.Аксёненко) договора от 18 января 1997г. № 002-97/ТСБ.

5. В последние годы значительно снизились объёмы закупок министерством и железными дорогами отечественной путевой техники. Закупки путевой техники в основном осуществлялись за рубежом, их финансирование производилось главным образом за счёт кредита Европейского банка реконструкции и развития. Стоимость импортной техники в 3-5 раз превышает стоимость отечественной.

Произведённые министерством закупки импортных рельсов в Японии и Канаде осуществлены в ущерб экономическому и финансовому состоянию как самой отрасли, так и отечественной металлургической промышленности.

6. В ходе проверки финансовых и банковских документов в бухгалтерии ХОЗУ МПС России установлено, что за счёт централизуемых министерством средств амортизационных отчислений в 1997-1998 гг. на финансирование долевого участия в строительстве жилья и приобретение квартир для руководителей МПС России было направлено 37. 894 тыс. рублей, в том числе 11.998,5 тыс. рублей - на оплату долевого участия. Из этой суммы перечислено: ЗАО "ИТАР - ТАСС-Центр" 10. 893,4 тыс. руб. (6 квартир общей площадью 769,7 кв. м); ТОО "Коммунстрой"- 1. 105,1 тыс. руб. (2 квартиры общей площадью 234,5 кв. м). Таким образом, строительство 1 кв. м жилой площади обошлось Министерству в 13.048,7 рублей, в то время как средняя стоимость 1 кв. м строительства жилья в г.Москве (по данным Госкомстата России) составила в 1997 году 3.885,2 рубля.

За рассматриваемый период ХОЗУ МПС России приобретено у коммерческих структур 11 квартир общей площадью 1.471,8 кв. м, оплата за которые составила 27.000,6 тыс. рублей. Средняя цена одного квадратного метра приобретённого жилья составила 18.345,2 руб. при средней стоимости жилья на первичном рынке по г.Москве в 1997 году 6.552,6 рубля.

За счёт средств амортизационных отчислений в 1997-1998 гг. ХОЗУ МПС России закупило 15 автомобилей, из них 11 легковых машин марки "Ниссан", один "Фольксваген" и три микроавтобуса ГАЗ-32213, на общую сумму 3.766,2 тыс. рублей. Из указанных автомобилей 14 переданы на баланс ГУП "Управление служебных зданий" МПС России и используются для обслуживания руководства министерства.

Общая сумма выявленного проверкой Счётной палаты РФ материального ущерба, причинённого отрасли неправомерными и экономически нецелесообразными действиями руководителей министерства и железных дорог, составляет 490,1 млн. рублей и 3,6 млн. долларов США; неправомерного и неэффективного использования государственных средств в размере 351,6 млн. рублей.

Вследствие необоснованного предоставления скидок с тарифа на грузовые перевозки Октябрьской ж/д. недополучено 292,9 млн. рублей, и на эту же сумму занижена налогооблагаемая база.

Комиссией установлено, что в соответствии с решением Коллегии Счётной палаты РФ от 18 июня 1999 года № 19 (170) сообщение и материалы по нарушениям, выявленным в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности МПС за 1997-1998 гг., были направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования, однако остались без рассмотрения.

Из поступивших к тому времени в адрес Комиссии ответов из МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры России следовало:

- из ответа МВД (№ 3\13950 от 9 августа 1999 г., врио министра Колесников В.И.) - что в ходе документальных ревизий АОЗТ «БСК» и проведённых правоохранительными органами Санкт-Петербурга проверок установлены факты уклонения от уплаты налогов с организаций на сумму 1,16 млн. рублей, в связи с чем УФСНП Санкт-Петербурга возбуждены и расследуются уголовные дела;

- из ответа ФСБ (№ 3237 от 3 сентября 1999 г., зам. директора Печёнкин В.П.) - о завершении проверки МПС России Счётной палатой и направлении последней материалов по выявленным нарушениям в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования. Одновременно пояснялось, что в соответствии с решением рабочей группы (представители МПС, Минэкономики, МАП, Минтранса, Минфина и Минторга России) нефтяной компании ОАО «Сибнефть» в 1999 г. были предоставлены две скидки (25% и 33%) со ставок действующей Тарифной политики Российских железных дорог.

В письмах Генеральной прокуратуры ( № 23\61-99 от 27 июля и 24 августа 1999 г., пом. Генерального прокурора РФ Шафоростов А.С.) Комиссия уведомлялась о проводимой проверке и продлении её срока Генеральным прокурором в установленном порядке в связи с большим объёмом работы.

В ответе Генеральной прокуратуры (№ 23\61-99 от 24 сентября 1999 г., зам. Генерального прокурора Колмогоров В.В.) подтверждалось, что ЗАО «Балтийская строительная компания» действительно было утверждено генеральным подрядчиком по реконструкции ж/д магистрали Санкт-Петербург – Москва указанием МПС № 317 У от 2 июня 1997 г. без проведения обязательного в таких случаях конкурса и обосновывалось тем, что данное решение было принято ещё до утверждения Минэкономики России методических рекомендаций по проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков).

Прокуратура также информировала, что в апреле 1999 г. в МПС была создана рабочая группа по вопросам участия предприятий в коммерческих структурах и в результате её деятельности предприятия отрасли вышли из более чем 300 коммерческих структур, в которых вложенное имущество использовалось неэффективно.

Разъясняла, что скидки со ставок Тарифной политики РЖД на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщении были предоставлены МПС исходя из экономической целесообразности, что, по мнению прокуратуры, не противоречит п. 7 Тарифного соглашения ж/д администраций государств-участников СНГ и Тарифной политике, утверждаемой на каждый год. По таким же основаниям МПС России предоставляло пониженные тарифы на перевозку грузов компании «Трансрейл», ОАО «ПФГ Росвагонмаш», ЗАО «Компания Трансуголь» и некоторым другим коммерческим структурам. Наряду с этим указывала, что созданная постановлением Правительства РФ от 26 мая 1998 г. № 507 правительственная комиссия из числа представителей МПС, Минэкономики, Минфина, МАП и ФСЕМТ (Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте), рассмотрев вопрос о применении пониженных тарифов в МПС России, пришла к выводу, что их отменить невозможно, т.к. на основании ввода в действие этих тарифов заключены договоры на поставки продукции. Вместе с тем решила, что в последующем при подаче заявок на продление срока действия пониженных тарифов рабочая групппа будет проверять целесообразность их предоставления.

Признавала, что МПС России осуществлялась покупка дорогостоящих квартир для руководящих работников министерства. В частности, бывшему первому заместителю министра Ковалёву В.И. была предоставлена квартира стоимостью 600 тыс. долларов США. Однако, по пояснению прокуратуры, все квартиры приобретались согласно выделенным лимитам и в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. № 183-рп «О мерах по обеспечению жильём иногородних специалистов, приглашаемых для работы на высших должностях федеральной государственной службы Российской Федерации».

С учётом изложенного она информировала Комиссию об отсутствии каких-либо оснований для вмешательства органов прокуратуры.

Таким образом, в ходе проведённой Комиссией Государственной Думы проверки изложенные в публикациях ранее названных СМИ факты о злоупотреблениях в системе МПС России нашли своё подтверждение.

27 сентября 1999 г. результаты проверки были рассмотрены на заседании Комиссии, проходившем с участием представителей Аппарата Правительства РФ, ФСБ, МВД и Генеральной прокуратуры России.

В ходе заседания представитель Аппарата Правительства РФ от выступления и ответов на вопросы отказался, сославшись на свою некомпетентность.

Представлявший Генеральную прокуратуру РФ начальник Управле- ния по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Шафоростов А.С. проинформировал о том, что нарушения, отмеченные в акте Счётной палаты, в полном объёме Генеральной прокуратурой не проверялись, а были исследованы только некоторые из них; отметил, что в рассматриваемых действиях Аксёненко Н.Е. содержатся нарушения закона, но они, по мнению прокуратуры, не подпадают под действие уголовного законодательства и потому основания для вмешательства прокуратуры отсутствуют.

По результатам рассмотрения вопроса Комиссия признала деятельность Генеральной прокуратуры РФ по проверке фактов многочисленных нарушений в МПС, отмеченных в акте Счётной палаты, документах Министерства финансов, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю и других государственных контрольных органов, а также в средствах массовой информации, неудовлетворительной и противоречащей требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановила проинформировать об этом и.о. Генерального прокурора Устинова В.В. и направить материалы на повторное рассмотрение.

Во исполнение даного решения Комиссии 13 октября 1999 года на имя исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ Устинова В.В. был направлен запрос (исх. № 4.11-6\55-630) о повторном, полном и объективном проведении проверки по выявленным нарушениям закона в деятельности должностных лиц МПС России, правовой оценке этих фактов и принятии мер прокурорского реагирования.

28 октября 1999 года в Комиссию за подписью начальника Управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ – помощника Генерального прокурора Шафоростова А.С. поступил ответ (№ 236\1-36-99 от 20 октября 1999 г.), в котором указывалось, что Генеральной прокуратурой РФ по данным материалам проводится проверка, о результатах которой и принятых прокуратурой мерах будет сообщено дополнительно.

Видимо, в связи с истечением срока полномочий Государственной Думы 2-го созыва Генеральная прокуратура РФ о результатах проведённой повторной проверки Комиссию не проинформировала, но, как было выяснено в дальнейшем, и в ходе неё она не обнаружила в действиях Аксёненко и других должностных лиц МПС признаков уголовно наказуемых деяний, в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказала по п.2 ст.5 УПК РСФСР (за отсутствием в действиях состава преступления).

На заседании в марте 2000 г. Комиссия Государственной Думы (3-го созыва) по борьбе с коррупцией приняла к своему ведению ряд материалов, являвшихся предметом рассмотрения Комиссии Государственной Думы прежнего созыва, в том числе в отношении министра путей сообщения РФ Аксёненко Н.Е., и продолжила работу по сбору и анализу дополнительных данных.

Решениями Государственной Думы от 5 апреля 2001 г. (протокол № 153) и 13 июля 2001 г. (протокол № 204) Комиссии было поручено обобщить материалы о причастности к коррупции членов Правительства Российской Федерации и лиц из Администрации Президента Российской Федерации, а также дать оценку кадровой политике Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова, позволяющей проникать в высокие властные структуры коррумпированным чиновникам.

В процессе работы Комиссией было установлено, что ранее отмечавшиеся в деятельности МПС нарушения, в том числе в расходовании денежных средств, предоставлении отдельным коммерческим организациям необоснованных скидок при перевозках грузов на экспорт, их перепродаже на льготных условиях другим фирмам и т.д., не только не были устранены за истекшее время, но и, наоборот, в результате прямого неисполнения Генеральной прокуратурой РФ (в лице ее руководителей) возложенных на неё ФЗ «О прокуратуре РФ» обязанностей и непринятия предусмотренных законом мер получили дальнейшее распространение и повлекли причинение государству дополнительных тяжких последствий в виде материального ущерба.

Отмеченные обстоятельства в полной мере нашли своё подтверждение в материалах Счётной палаты Российской Федерации, проводившей в период с 15 января по 15 марта 2001 г. плановую проверку законности и целесообразности использования выделенных средств федерального бюджета на государственное управление, внебюджетных средств и федеральной собственности в Министерстве путей сообщения РФ за 2000 год; выполнения представлений Счётной палаты РФ по результатам проверки МПС за 1997-1998 годы, а также оценку законности и целесообразности предоставления МПС России спецставок и скидок с железнодорожного тарифа компаниям «Трансуголь», ОАО «ПФГ Росвагонмаш» и ЗАО «Компании Трансуголь» при перевозке грузов на экспорт.

В ходе данной проверки было выявлено:

1. Министерством не принято надлежащих мер по выполнению поручения Правительства Российской Федерации в части устранения выявленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности на основании представлений Счётной палаты Российской Федерации, а также по выполнению представления, непосредственно направленному Министру путей сообщения Российской Федерации Н.Е. Аксёненко.

Виновные лица за допущенные нарушения в использовании материальных и денежных средств по результатам проверки к ответственности не привлекались.

2. Суммы задолженности МПС России и его организаций по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней в 1997-2000 гг. постоянно возрастали и на 1 января 2001 г. составили 29,5 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 17 млрд. рублей (на 1.01.98 г. – 5,5 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 3,8 млрд. рублей; на 1.01.99 г. – 7,6 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 5,3 млрд. рублей; на 1.01.2000 г. – 8,7 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 5,2 млрд. рублей).

3. В соответствии с подписанными МПС России в 1998-2000 гг. соглашениями с администрацией Кемеровской области были предоставлены специальные ставки и скидки на ж\д перевозки на экспорт, сниженные против объявленных ставок Тарифной политики по перевозкам углей – на 60%, кокса – на 70%, минеральных удобрений – на 20%, чёрных металлов и проката чёрных металлов – на 40%.

Руководством МПС проводилась протекционистская политика по отношению к компаниям ЗАО «БМТ Карго», ООО «Евросиб СПб», ООО «Сибавтотранс LTD», ОАО «ПФГ Росвагонмаш», ЗАО «Компания Трансуголь», «Трансрейл-Холдинг АГ».

В результате этого, в частности, по договору 1999 г. с ЗАО «Компания Трансуголь» из-за применения льготных тарифов Западно-Сибирской ж\д недополучено дохода на сумму 25,7 млн. долларов США.

В целом от применения льготных тарифов потери Западно-Сибирской ж\д составили в 1997 г. – 923,2 млн. рублей, в 1998 г. – 3.785,0 млн. рублей и в 1999 г. – 3.042, 3 млн. рублей, что повлекло уменьшение прибыли и налогооблагаемой базы.

Одновременно с этим выявлены факты перепродажи предоставлявшихся МПС пониженных спецставок на ж\д перевозки на экспорт иностранным фирмам. В свою очередь Западно-Сибирская ж\д, ГП «Росжелдобснаб» и ЗАО «Компания Трансуголь» перепродавали данные услуги другим коммерческим структурам. Так, ЗАО «Компания Трансуголь» в 1999 г. перепродала предоставленные ему льготные тарифы на экспедирование грузов ирландской фирме «RW- Logistik» и английской «Coalservice LTD».

4. В нарушение Указа Президента РФ от 26 мая 1998 г. № 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов» МПС привлекало заёмные средства по кредитным договорам, заключённым с ООО КБ «Промсвязьбанк» и ТОО КБ «Балтийский банк», в объёме 5 млн. долларов США и 368 млн. рублей. Погашение задолженности по этим кредитным договорам осуществлялось с нарушениями.

По указаниям МПС его подведомственной организацией ГУ «Трансметалл» в 2000 г. были привлечены банковские кредиты, которые не использовались для основной (уставной) деятельности, в том числе 120 млн. рублей направлено на централизованный доходно-распределительный счёт МПС России и 8 млн. долларов США направлено на оплату счетов ООО «Техносервис» по работам, связанным с реализацией программы информатизации.

В погашение задолженности МПС России по этим и ранее привлечённым средствам было выплачено кредиторам 780.589,4 тыс. рублей и 88.017,3 тыс. долларов США. В нарушение Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утверждённого ЦБ РФ 26 декабря 1997 г. № 105-У, часть задолженности в размере 150.707,1 тыс. рублей была списана с централизованных доходно-распределительных счетов Министерства, что является нецелевым использованием средств ж\д.

 В результате неправомерного привлечения МПС кредитов, выплаты средств ж\д транспорта на погашение процентов, неустоек, а также возмещения суммовой разницы по кредитам составили 2.287 тыс. долларов США и 147.476 тыс. рублей.

5. В нарушение положений Федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» около 74% от общего объёма закупок подвижного состава, технических средств и производства пассажирских вагонов были осуществлены МПС без решения тендерной комиссии.

 

6. Установленные в договоре с генеральным подрядчиком нормы плановых накоплений в размере 18% при принятой в строительной практике средней норме 8%, а также завышение стоимости работ явились основной причиной получения ЗАО «Балтийская строительная компания» («БСК») высоких прибылей.

Вследствие завышения норм плановых накоплений стоимость работ ЗАО «БСК» в 1999 г. была увеличена на 307,5 млн. рублей.

7. Полностью нерешённой осталась проблема импортозамещения рельсов. В 1997-1999 гг. на их приобретение МПС израсходовано 41,8 млн. долларов США.       

8. Продолжают иметь место нарушения в использовании амортизационных отчислений. В частности, по указанию руководства МПС за счёт средств капитальных вложений (централизованные амортизационные отчисления) были приобретены квартиры для работников центрального аппарата Министерства: заместителям Министра Касьянову А.И. за 886.760 долларов, Ильину А.С. за 633.360 долларов и Гришину С.А. за 461.250 долларов США, руководителю Департамента финансов Короткевичу П.Г. за 485.650 долларов США. При этом стоимость 1 кв. метра площади указанных квартир составила 2.370 долларов США при средней стоимости элитного жилья на первичном рынке г.Москвы 1.100 долларов США за 1 кв. метр.

В 1999 г. Дирекция по реконструкции магистрали Санкт-Петербург – Москва была профинансирована на 6,3 млрд. рублей (220% от предусмот- ренного), Дирекция по оздоровительным комплексам на Черноморском побережье Кавказа – на 1,37 млрд. рублей (превышение в 2,7 раза), Дирекция по строительству сетей связи МПС – на 7,42 млрд. рублей (193% от предусмотренного).

В 1999 г. за счёт средств амортизационных отчислений было использовано 4,37 млрд. рублей на развитие ЗАО «Компания Транстелеком». На 2000 г. постановлением Коллегии МПС было предусмотрено инвестировать в программу развития телекоммуникаций 19 млрд. рублей.

        

9. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1001 «О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учёту средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», приказа Минфина России от 3 декабря 1999 г. № 83н и указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999г. № 579y Министерством без генерального разрешения Минфина России открыты два расчетных счёта по учету внебюджетных средств в АКБ «Транс Кредит Банк».

10. При расходовании средств федерального бюджета Министерством в 2000 г. допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 234, 5 тыс. рублей и на 300,0 тыс. рублей завышены фактические расходы по статье «Прочие текущие расходы» за счёт авансового платежа за билетно-бланочную продукцию, полученную в 2001 году.

 11. В нарушение статьи 11 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» МПС России в 1997-1999 гг. были незаконно образованы 5 целевых фондов (централизуемых амортизационных отчислений, поддержки учебных заведений, поддержки центральных учреждений здравоохранения, социальной поддержки работников центрального аппарата, фонд средств на покрытие расходов, связанных с международным сотрудничеством) и финансовый резерв на общую сумму 19. 911, 4 млн. руб.

Формирование и использование фондов являлось неправомерным и противоречило положениям Федерального конституционного закона «О Прави- тельстве Российской Федерации».

Расход средств фондов за указанный период составил: централизуемых амортизационных отчислений – 64.026,5 млн. рублей, поддержки учебных заведений – 859,1 млн. рублей, поддержки центральных учреждений здравоохранения – 1.123,2 млн. рублей, социальной поддержки работников центрального аппарата – 2.433,1 млн. рублей, финансового резерва – 13,4 млн. рублей и фонда средств на покрытие расходов, связанных с международным сотрудничеством, – 15,1 млн. долларов США.

Централизованные в 2000 г. средства фондов и финансового резерва, в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1004, не были учтены в доходной части федерального бюджета.

В нарушение Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации в 2000 г. на счёте МПС России неправомерно консолидировались средства амортизационных отчислений в размере 100% начисляемой амортизации основных средств железных дорог (52. 875,5 млн. рублей).

В нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве на содержание центрального аппарата ПС дополнительно использовались средства централизованных фондов и резерва, амортизационных отчислений, а также общеотраслевые средства в общей сумме 778.439,1 тыс. рублей, что в 12 раз превысило бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» Министерству по разделу «Государственное управление и местное самоуправление».

 12. В нарушение статьи 38 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 293 Аксёненко утверждена штатная численность центрального аппарата, превышающая установленную предельную численность на 264 единицы.

На оплату труда сверхлимитной численности и дополнительное премирование работников центрального аппарата Министром были утверждены расходы в сумме 43.753,8 тыс. рублей за счёт средств централизованных фондов и резерва.

В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 310 Министерством в составе фонда оплаты труда на 2000 год были предусмотрены расходы в размере 38,5 должностных окладов вместо установленных 26,5. Вопреки действующему законодательству о государственной службе в Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации и Положению о Министерстве на оплату труда работников центрального аппарата за счёт централизованных средств фактически было направлено 42.461,0 тыс. рублей.

Привлечение централизованных средств позволило в среднем выплатить каждому работнику центрального аппарата Министерства по 40 должностных окладов в год, в том числе премий – 15 должностных окладов.

Федеральным государственным служащим, принятым на работу в Министерство, устанавливались надбавки за особые условия государственной службы в размере до 20 % должностного оклада, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере до 50 % должностного оклада. Общая сумма переплаты по названным надбавкам в 2000 году составила 1.342,9 тыс. рублей.

 13. В нарушение Бюджетного кодекса РФ Министерством в проверяемом периоде были дополнительно привлечены централизованные средства отрасли в сумме 15.635,2 тыс. рублей для возмещения расходов на командировки работников центрального аппарата МПС России.

Кроме того, за счёт общеотраслевых средств были приобретены для работников центрального аппарата бесплатные проездные документы общей стоимостью 714,6 тыс. рублей (служебные проездные билеты на железнодорожный транспорт).

В нарушение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Министерством работникам центрального аппарата незаконно возмещены расходы по проезду к месту командирования в сумме 161,3 тыс. рублей, в том числе: за счёт средств федерального бюджета - 16,5 тыс. рублей, за счёт централизованных средств отрасли - 144,8 тыс. рублей; без оправдательных документов неправомерно списаны фактические расходы по проезду в командировки в сумме 20,0 тыс. рублей за счёт централизованных средств.

В состав расходов на содержание центрального аппарата Министерства, осуществлённых за счёт централизованных средств, включена стоимость проездных документов, приобретённых для сторонних лиц, в сумме 92,0 тыс. рублей.

В нарушение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. № 1261 в 2000 году были неправомерно возмещены расходы по проезду в командировки за границу в сумме 511,9 тыс. рублей.

 14. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» в Министерстве за проверяемый период заключение всех договоров на предоставление транспортных услуг, а также закупка легкового транспорта осуществлялись без проведения торгов (конкурсов). При этом приобретались дорогостоящие импортные легковые автомобили, а не автотранспорт представительского класса российского производства. Расходы на приобретение легковых автомобилей импортного производства составили 19. 488, 2 тыс. рублей, что является неэффективным использованием общеотраслевых средств.

Наряду с этим, в МПС России для обслуживания руководства Министерства использовались железнодорожные спецвагоны и спецавиарейсы, фактические расходы по которым составили 29. 191, 9 тыс. рублей.

 15. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации МПС на оплату представительских расходов были дополнительно привлечены централизованные средства отрасли в сумме 11.761,6 тыс, рублей, что в 73 раза превысило сумму бюджетных ассигнований.

В нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приказа Минфина России от 31 декабря 1999 г. № 110н «Об уточнении норм расходов на приём и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц» Министерством необоснованно списаны расходы в сумме 733, 6 тыс. рублей, в том числе 160, 0 тыс. рублей за счёт средств федерального бюджета.

 16. В нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за счёт привлечённых централизованных средств на командировки работников Министерства за пределы Российской Федерации в 2000 году израсходовано 356,8 тыс. долларов США.

Сверх норм, определённых Минфином России, работникам МПС России были неправомерно возмещены расходы по найму жилья в сумме 50, 0 тыс. долларов США.

На основании приказов Министерства были незаконно оплачены командировочные расходы в сумме 2. 146 долларов США и 19, 9 тыс. рублей лицам, не состоящим в штате МПС России.

 17. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1992 г. № 203 за МПС закреплены служебные здания и помещения по адресу: г. Москва, ул.Ново-Басманная, д.2, ул.Старая Басманная, д.11, ул.Ново-Рязанская, д.12.

Проверкой установлено, что на балансе Министерства также числится здание по ул.Садовая Черногрязская, д.3-а. Документы, устанавливающие право МПС России на оперативное управление зданием, отсутствуют.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. № 696 Министерство не оформляло и не представляло в территориальное управление федерального недвижимого имущества по г.Москве документы для внесения закреплённых за МПС России зданий и помещений в федеральный реестр.

В нарушение постановлений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 и от 5 января 1998 г. № 3 МПС России без согласования с Минимуществом России закрепило в хозяйственное ведение за государственным унитарным предприятием «Управление служебных зданий МПС России» недвижимое имущество Министерства по адресу: г.Москва, ул.Ново-Басманная, д.2, ул.Старая Басманная, д.11, ул.Ново-Рязанская, д.12 общей площадью 59.898,0 кв. метров.

В нарушение распоряжения Мингосимущества России от 23 марта 1998 г. № 252-р МПС при передаче зданий в хозяйственное ведение договоров и актов приема-передачи не оформляло.

В нарушение вышеназванных постановлений МПС без согласования с Минимуществом России сдавало в аренду и безвозмездное пользование нежилые помещения, являющиеся федеральной собственностью, площадью 16.656,7 кв. метра коммерческим и некоммерческим организациям, предприятиям и учреждениям МПС России, что составило 27,8% от общей площади зданий и помещений, закреплённых за МПС России.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 685 сдача в аренду объектов недвижимого имущества Министерства, находящегося в федеральной собственности, осуществлялась без проведения конкурсов.

В нарушение статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» ГУП УСЗ МПС России полностью зачисляло на свои расчетные счета в коммерческих банках арендную плату от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, в результате чего в доходную часть федерального бюджета не поступило 2. 715, 0 тыс. рублей.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 685, распоряжения Госкомимущества России от 6 октября 1999г. № 1343-р, письма Минфина России от 4 октября 1995 г. №3-Е1-5 и заключенных договоров арендная плата арендаторами вносилась не в полном объёме. Общая сумма задолженности по арендной плате на 1 января 2001 г. составила 182,5 тыс. рублей. Штрафные санкции арендаторам не выставлялись, причинённые убытки не возмещались. Ущерб федеральному бюджету составил 1.426,8 тыс. рублей.

Кроме того, по состоянию на 1 января 2001 г. имелась задолженность арендаторов по коммунальным услугам в размере 125, 8 тыс. рублей.

Установлено, что Министерство в 2000 г. сдавало в аренду служебные помещения, находящиеся в федеральной собственности, общей площадью 416,5 кв. метра без составления договоров и выплат арендной платы, в результате чего в доходную часть федерального бюджета не поступило 1.380,0 тыс. рублей.

Министерство имеет значительные излишки площадей в занимаемых зданиях и помещениях. При общей площади зданий 59. 898,0 кв. метров, центральный аппарат занимает 30.636,2 кв. метра, что составляет на 1 штатного работника центрального аппарата в среднем 31, 6 кв. метра, при нормативе 9, 0 кв. метров, т.е. в 3,5 раза превышает норму. Расходы, связанные с эксплуатацией излишков площадей составили 12.712,9 тыс. рублей, что явилось нерациональным использованием средств.

При наличии значительных излишков площадей Министерством дополнительно арендуются помещения под Центральный архив МПС России общей площадью 304,0 кв. метра. Фактические расходы по арендной плате, коммунальным услугам, охране и страхованию составили 526,7 тыс. рублей, в том числе 247,1 тыс. рублей - бюджетных средств, что явилось их нерациональным расходованием.

 

 18. Ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов на содержание центрального аппарата осуществлялось с нарушениями Федерального закона «О бухгалтерском учете»,

Нарушение установленного порядка ведения кассовых операций приводило к ежемесячному отвлечению средств в сумме около 755,0 тыс. рублей.

Расходы централизуемых средств отрасли отражались в учете с нарушением приказа Минфина России от 25 мая 1999 г. № 38 н. В результате искажения бухгалтерской отчётности по внебюджетным средствам составили 2.308,5 тыс. рублей.

Министерством проведена переоценка основных средств по состоянию на 1 января 1999 г. Однако результаты переоценки отражены в бухгалтерском балансе только на 1 января 2000 г., что привело к искажению отчёта по основным средствам на 9.901,9 тыс. рублей.

В соответствии с решением Коллегии Счётной палаты РФ материалы проверки МПС в июне 2001 года были направлены в Генеральную прокуратуру РФ.

6 октября 2001 г. Генеральной прокуратурой РФ в отношении министра путей сообщения России Аксёненко Н.Е. было возбуждено уголовное дело и в том же месяце предъявлено обвинение по ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).

Ход и результаты проведённой Комиссией проверки, развитие событий вокруг неё свидетельствуют о пренебрежении полномочиями и прямом неисполнении ответственными должностными лицами Генеральной прокуратуры своих обязанностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, умышленном использовании служебных обязанностей вопреки интересам государства, личной заинтересованности, конъюнктурности и избирательности подходов в определении направлений деятельности правоохранительного органа, обязанного осуществлять высший надзор за соблюдением законов, и персональной ответственности руководителей Генеральной прокуратуры РФ за создавшееся в последние годы в МПС положение дел и причинённый государству ущерб.

 Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по борьбе с коррупцией.


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут
Всероссийская премия "Время Жить!" вручена за успехи в борьбе с инсультом

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн

26 октября 2011

Лужков не явился на допрос по делу "Банка Москвы"










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна